В Петербурге закрывается заведение miX именитого ресторатора Алена Дюкасса

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Ресторанный рынок Петербурга объемом более 50 млрд рублей в год ждет резкое сокращение из-за кризиса. В результате именитые рестораторы покидают город - заведение miX одного из самых титулованных рестораторов в мире Алена Дюкасса закрывается..

Как стало известно "ДП", единственное российское заведение одного из самых титулованных рестораторов в мире Алена Дюкасса, расположенное в Петербурге, — ресторан miX в отеле W St. Petersburg на Исаакиевской пл. — закрывается. В компании подтвердили, что после 4 лет отношений Real Estate Development Ltd., владелец W St. Petersburg, и Alain Ducasse Entreprise договорились о том, что с 31 декабря 2014 года заведение прекратит работу. Это яркое свидетельство системных проблем в ресторанной отрасли Петербурга. Рынок сокращается уже не первый год, а экономический кризис ускорил этот процесс.

"Гости не ходят"

Ален Дюкасс — обладатель наибольшего количества ресторанов с тремя звездами Michelin. Ресторан miX, открытый в 2011 году, был единственным рестораном при его участии в России. В отеле W St. Petersburg подчеркнули, что с 1 января 2015 года ресторан начнет работу под контролем нового менеджмента с новой концепцией и названием. "Вероятно, отель W провел опрос своих гостей и выбрал новую концепцию, поэтому ресторан ждет перепрофилирование", — говорит Галина Белоусова, управляющий ресторанами Buddha–Bar, Il Lago dei Cigni и Tse Fung.
"Поскольку ресторан расположен в центре Петербурга, не исключено, что собственники захотят приблизить формат к европейской или русской кухне", — добавляет она.
По подсчетам "ДП", в этом году с ресторанного рынка ушло более 30 операторов. Еще в 2013 году объем ресторанного рынка Петербурга начал сокращаться, и на сегодняшний день снижение его объема составляет 8,3%. За 9 месяцев 2014 года он так и не достиг результатов аналогичного периода 2013 года, показатель остановился на отметке 38,7 млрд рублей.
"Для меня осталось загадкой, почему ресторан Дюкасса не пользовался популярностью, но факт, что он стоял полупустой", — говорит Леонид Гарбар. По его информации, договор с отелем был заключен на 10 лет и для расторжения потребовались серьезные причины. Сам он говорит о том, что тоже был вынужден закрыть ресторан Fish House в этом году.
Запрет импорта продуктов, которые были основой концепции некоторых ресторанов, и падение курса рубля поставили под угрозу существование дорогих ресторанов.
"Гости не ходят, поставщики повышают цены даже на местные продукты на 20–25%. Запрет курения в ресторанах теперь кажется детской проблемой по сравнению с тем, что происходит на рынке", — признается один из рестораторов.
Для ресторанов в центре города ситуация усугубляется снижением турпотока. Из–за сложной политической ситуации часть туристов отказались от поездок в Россию (особенно это коснулось гостей из США, Австралии и Европы), в результате загрузка отелей в разгар высокого сезона снизилась в среднем на 20%. Для ресторанов при отеле это дополнительный негативный фактор.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне

Экономят на выходах

Поход в ресторан нельзя назвать жизненной необходимостью, поэтому, поддавшись кризисным настроениям, потребители экономят на этом, говорят участники рынка. "Это особенно видно по банкетному направлению — если в прошлом году бюджет выделялся из расчета от 2,5 тыс. рублей на человека, то сейчас — от 1,5 тыс. рублей, и 2,5 тыс. рублей — это уже верхняя планка", — приводит данные Виталий Пупенко, управляющий рестораном La Cantine.
Особенно страдают в текущих условиях премиальные рестораны. "Ухудшилось положение нашего ресторана в центре — поток посетителей сократился на 20% в этом году", — говорит Игорь Наумов, владелец ресторана Grafin. Он связывает это с высоким средним чеком — 1,5 тыс. рублей: "Например, наш другой ресторан со средним чеком 800 рублей чувствует себя хорошо, то есть просто те, кто раньше посещал дорогие рестораны, переходят в средний сегмент".
"Тем, кто ориентировался на обеспеченную публику, приходится несладко, если только это не раскрученный бренд, у которого сформировалась постоянная аудитория", — говорит Виталий Пупенко.
В пользу этой версии высказывается и Галина Белоусова. По ее словам, после запуска заведения китайской кухни Tse Fung компания планирует открыть еще два ресторана, один из которых — в 2015 году. Ginza Project рестораны тоже закрывать не будет, подчеркнули в пресс–службе компании. В декабре оператор открывает на ул. Марата ресторан "Гастрономика" (средний чек 2,5 тыс. рублей), а также продолжит развитие сетевых "Пряности & радости" и ObedBufet.

Простор для маневров

Отток посетителей чувствуют и демократичные рестораны. Так, "Евразия" закрывает 25 заведений в Москве и Петербурге. Однако у сетевых операторов в отличие от одиночных премиальных проектов более высокий запас прочности. В силу сравнительно небольших затрат на запуск одного ресторана они могут менять адреса в поисках более выгодной арендной ставки.
В выигрыше оказались те, кто не импортировал западную концепцию, а нашел свою. Так, Виталий Свидовский, генеральный директор сети "Теремок" в Петербурге, говорит, что не планирует сокращать количество точек: "Большинство арендодателей соглашаются на снижение ставки аренды, это позволяет продолжить работу". Один из "Теремков" сейчас в процессе переезда на новое место. "Мы нашли для него более дешевое помещение", — говорит Виталий Свидовский.
Признаки кризиса уже давно появились, и не только в общепите. Закрытие ресторана Дюкасса — не самое страшное, что сейчас происходит, хотя, безусловно, это неприятное событие. Разумеется, такой шаг — следствие непростой экономической ситуации, рестораны высокой кухни страдают сейчас особенно сильно, у них очень большие требования к сырью. Запретили импортные продукты, и сырья просто не стало — устриц нет, рыбы нет. У нас, слава богу, не такая высокая кухня, и мы справляемся.
Аркадий Теплицкий
владелец пивоварен Maximilian Brauhaus
Если ресторан Дюкасса в W–hotel действительно закрывается, то, на мой взгляд, причина, конечно, экономическая. Во–первых, наши потребители пока не готовы к такому уровню кухни, ресторан опережает свое время. Во–вторых, публика неохотно ходит в рестораны при отелях. Там проводят крупные мероприятия: свадьбы, юбилеи, но регулярного посещения нет. В–третьих, сотрудничество с Аленом Дюкассом дорого обходится оператору Starwood Hotеls and Resorts, а в условиях вхождения в кризис этот фактор начинает играть решающую роль.
Юнис Теймурханлы
совладелец отеля "Гельвеция"
По опыту 2008 года дорогие рестораны наиболее подвержены негативным влияниям, при этом их посетители, которые привыкли к высокому уровню сервиса, не всегда переходят в демократичные заведения, предпочитая вообще не ходить в ресторан. Но под ударом весь рынок. У нас выручка падает на 25%, одновременно сырье дорожает на 20–25%, выхода два — жертвовать своей маржей или сокращать расходы, например, на аренду, на зарплаты. Думаю, на плаву останутся демократичные рестораны и сетевые, нам помогает выжить эффект масштаба.
Николай Митчин
глава ресторанной группы Beer Family Project (Jager Haus, Kriek, Karlovy PivoVary)