Константин Гранкин: как победить валютный риск

Автор фото: Матыцин Валерий/ТАСС

Финансовый директор строительной компании STEP Константин Гранкин - о том, каким компаниям следует страховаться.

Пока экономисты спорят о своевременности отправления рубля в свободное плавание и эффективности действий Центробанка РФ, представители реального сектора изобретают средства страховки. Страховаться есть от чего — контракты компаний, которые не являются экспортерами (а таких в России большинство), фиксируются в рублях, обесценившихся к бивалютной корзине примерно на 40% с начала года. Официальные темпы инфляции за этот год могут подняться до 9%, а в следующем году — измеряться двузначными числами.
В этой ситуации сложно всем, но компании с длинным производственным циклом оказались в более неопределенном положении: сложно предугадать, что случится с экономикой даже через 3 месяца. Риски растут еще сильнее, если у фирм возникает необходимость приобретать импортные материалы и оборудование. Генподрядчики соответствуют практически всем этим критериям — средняя стройка продолжается 2–3 года и не обходится без иностранных стройматериалов.
Но эти риски можно снизить. Мы стараемся заложить возможность резких валютных колебаний в стоимость контракта и честно согласовываем это с клиентами. При этом смета может увеличиться на несколько процентов. Да, конкуренция за новые проекты растет и ведется на ценовом поле. Но если генподрядчик постоянно пытается получить контракт только за счет низкой цены, сегодня он очень близок к банкротству и к срыву проекта. Понимают это и наши заказчики, во всяком случае самые дальновидные из них. Некоторые клиенты выступают против увеличения сметы, но соглашаются разделить риски. Им мы предлагаем опционально увеличивать контракт в случае резкого падения рубля или вообще взять на себя затраты на покупку дорогостоящих импортных материалов.
Снизить риски помогут и финансовые инструменты — валютные форварды и опционы. Форвардная сделка фиксирует курс по покупке валюты в будущем. Я отдаю предпочтение покупке опционов — прав на покупку валюты по фиксированному курсу в определенное время, по сути страховке от роста курса. В случае уменьшения курса у вас остается возможность не исполнять опцион. Эти инструменты реально позволяют управлять валютными рисками и не следить каждую минуту за котировками валют. В нашей компании в конце этого и начале следующего года доля расходов по вновь подписанным контрактам, которые будут захеджированы опционами или форвардами, может достичь 25%.
Правда, сейчас банковские комиссии на опционы возросли из–за неопределенности на валютном рынке. Еще в октябре комиссия на покупку евро через 3 месяца по курсу 46,4 рубля составляла 2,5%, а сегодня такая же сделка — уже по сегодняшнему курсу евро — может стоить 6,5–7%.
Впрочем, если курс рубля будет падать так же резко, как в этом году, эти меры окажутся временными. Тогда в контрактах опять массово могут появиться пункты по изменению условий при резком ухудшении курса рубля, как это было в первой половине 2000–х, или их вообще станут фиксировать в условных единицах, как в 1990–х.