Вадим Жартун: почему объем фондового рынка России упал ниже капитализации Apple

Автор фото: globallookpress

Директор консалтинговой компании Nova Team Вадим Жартун - о том, почему объем фондового рынка России упал ниже капитализации Apple

В ноябре общая капитализация российского рынка акций упала ниже капитализации Apple — $498 млрд против $661 млрд. Вдумайтесь: корпорации, в руках которых сосредоточены все запасы полезных ископаемых на 1 / 6 части суши, вместе с крупнейшими российскими банками стоят меньше, чем одна компания, производящая телефоны и ноутбуки.
Думаете, в этом виноваты цены на нефть, обвал рубля и события на Украине? Нет. В начале года, до всех этих событий, восемь крупнейших российских компаний ("Газпром", "Роснефть", Сбербанк, "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Новатек" и "Норникель") стоили $351 млрд. В это же время капитализация Apple достигла отметки $478, Microsoft — $340, а Google — $313 млрд. Это коллективное сумасшествие, происки мирового империализма или фатальная ошибка мировой финансовой системы? Ни то, ни другое, ни третье.
Капитализация — это прежде всего оценка инвесторами потенциала компании, вероятности того, что компания будет приносить прибыль — как можно больше и как можно дольше. Бывает, что компания в настоящий момент убыточна, но ее перспективы высоко оцениваются рынком. Для рынка потенциал Apple выше, чем всех крупнейших российских компаний, вместе взятых. И это не случайно. В рейтинге самых дорогих компаний мира заметна тенденция: нефте– и газодобывающие компании опускаются (в среднем — примерно на 20 позиций за последний год), а высокотехнологичные идут вверх. Наши компании не исключение. За прошлый год "Газпром" спустился с 57–го места на 83–е, "Роснефть" — с 81–го на 122–е и так далее. Легкий доступ к природным ресурсам столкнулся с энергосбережением, альтернативной энергетикой и новыми способами добычи полезных ископаемых, и прогресс в этой схватке закономерно одержал верх. В идее добычи ископаемого топлива давно нет новизны и потенциала. Рынок чувствует это, а капитализация с неизбежностью подтверждает.
Будущее за электромобилями, термоядерными электростанциями, сверхъемкими аккумуляторами и возобновляемыми ресурсами — это чувствуют все. И в новом мире "Газпром" и "Роснефть" ждет судьба производителей логарифмических линеек, видеокассет, фотопленки и иголок для граммофонов.
Кризис компаний такого масштаба — грандиозное потрясение для экономики, которое затронет всех. Для России это означает полную и неизбежную смену экономического уклада. К этому нужно готовиться, не дожидаясь того момента, когда будущее придет к нам само, не спрашивая разрешения. Иначе в один прекрасный день мы можем проснуться в совершенно новой стране, государственным языком которой будет китайский, английский или немецкий.