Компания Toyota отсудила у "РТС-Петербург" 100 тыс. рублей за незаконный ввоз запчастей

Автор фото: Trend/Андрей Федоров
Россия, Ленинградская область. Морской торговый порт Усть-Луга. На снимке: Многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2".

Иностранные правообладатели жалуются, что в последнее время, на фоне политических разногласий с Европой и Америкой, российские арбитражные судьи, рассматривая иски к серым импортерам, все чаще негласно становятся на сторону последних. Единственным эффективным способом борьбы с параллельным импортом сегодня является конфискация товара, но судьи фактически блокируют такие попытки и ограничиваются взысканием компенсаций с фирм-однодневок.

Концерн "Тойота" отсудил у петербургской торговой фирмы "РТС-Петербург" 100 тыс. рублей за незаконный ввоз автомобильных стекол. При этом, как сообщил патентный поверенный представляющего автоконцерн бюро "Городисский и партнеры" Виктор Станковский, более крупную партию из 1655 запчастей марки Toyota "РТС-Петербург" успел по ходу процесса вывезти назад из России, так что получить ее правообладатели не смогли.
Накануне, 27 ноября, суд рассмотрел аналогичный иск автоконцернов "Фольксваген" и "Ауди" к этой же питерской фирме об изъятии у нее партии в 5018 запчастей, ввезенной ею в Россию 27 августа. Немецкие автопроизводители требуют уничтожить запчасти, а также взыскать с нарушителя исключительных прав на товарный знак в общей сложности 1 млн рублей компенсации.
Как рассказал владелец юридической компании "Усков и партнеры", представляющей интересы немецких автоконцернов, Вадим Усков, в августе Балтийская таможня задержала партию автозапчастей. Подозрения у таможенников вызвало многократное занижение ввозной стоимости товара: на некоторые из них цены были задекларированы в 100 раз меньше отпускных заводских. Таможня информировала об этом правообладателей, и те обратились в суд.
В рамках исков автопроизводители попросили суд арестовать эти запчасти, пока они еще находятся на таможенном досмотре в Балтийской таможне и не выпущены на просторы российского рынка. Просьбу "Тойоты" суд удовлетворил, а "Фольксвагену" и "Ауди" в аресте запчастей отказал.
Однако, как сообщил патентный поверенный "Городисский и партнеры" Виктор Станковский, представляющий интересы "Тойоты", обеспечительные меры правообладателю не помогли: пока приставы выдавали исполнительный лист, "РТС-Петербург" успел сделать реэкспорт.
"Мы не занимаемся импортом товаров, на которые требуется разрешение правообладателей, — объяснил корреспонденту DP.RU представитель ООО "РТС-Петербург". — В том случае имела место ошибка поставщика: вместо товаров турецких и китайских производителей были поставлены оригинальные заводские запчасти. Когда ошибка выявилась, партия была возвращена поставщику".
По словам собеседника DP.RU, ООО "РТС-Петербург" — это небольшое представительство московской фирмы "Ростехстрой". "Мы занимаемся вопросами франшизы и оптовыми поставками по городу, в том числе местным интернет-магазинам", — сообщил он.
DP.RU позвонил двум крупнейшим в Петербурге интернет-магазинам автозапчастей Euroauto и Exist, но в обоих не захотели обсуждать вопросы параллельного импорта.
"Происходит, мягко говоря, непоследовательность, — удивляется Вадим Усков. — Если год назад в аналогичных ситуациях мы успешно арестовали все спорные партии — в общей сложности более 17 тыс. запчастей — которые впоследствии были конфискованы судом и переданы правообладателю, то теперь судья нам отказал, мотивируя это тем, что мы не предоставили заверенную таможней копию таможенной декларации. А ведь это уже суд запрашивает у таможни декларацию, а не правообладатель, которому ее никто и не даст. В результате товар просто уходит из-под носа и затем ввозится в страну иными способами".
Теперь, после того как запчасти вернулись за рубеж, правообладателям остается лишь требовать у импортера компенсацию: 600 тыс. рублей "Ауди", 400 тыс. "Фольксваген" и 100 тыс. "Тойота". "У нас уже стопка исполнительных листов к всевозможным серым импортерам, — говорит Вадим Усков. — Обычно это фирмы-однодневки, которые даже в суд не приходят. И брать с них нечего: на следующий день после решения суда они действуют уже под другим юридическим лицом".
"Среди судей, в том числе арбитражных, в последнее время все чаще берет верх обывательская точка зрения, — говорит Виктор Станковский. — Одна судья прямо так на заседании и высказалась: вот, я покупаю два платья в Италии, что ж, у меня их теперь на границе конфискуют?".