В Эрмитаж привезли видео Билла Виолы "Море безмолвия"

Автор фото: Ваганов Антон
Зимний дворец.

В Эрмитаж привезли видео Билла Виолы "Море безмолвия"

В Эрмитаж привезли видео Билла Виолы "Море безмолвия".
Из произведений пионеров видеоарта работы Билла Виолы чаще всего показывают в Петербурге. Эрмитаж и фонд "ПРО АРТЕ" привозили к нам "Приветствие" — часть проекта для павильона США на Венецианской биеннале 1995 года, а также "Квинтет памяти" — одну из двух десятков видеофресок из цикла "Страсти". Для нашей арт–сцены такие скромные показы — это уже кое–что, но, конечно, ни в какое сравнение с большими выставками Виолы в музее Уитни, Стеделийке или лондонской Национальной галерее они идти не могут. Проекция в помещении с затемнением — максимум, на что приходилось рассчитывать у нас художнику. На этот раз дело и вовсе ограничилось плазменной панелью в зале перед Эрмитажным театром. Ни интерьер, ни вид на Неву, ни близость закрытой на ремонт столовой не помогут найти ответ на вопрос, чем так сильно расстроены девять мужчин и женщин, которых мы видим на экране, повешенном между окнами на гипрочной стене. Почему "Море безмолвия" показано именно так и именно здесь, наверное, можно объяснить особыми обстоятельствами. Те, кому они не ясны, вправе принять видео за один из телефильмов о музейном собрании, которые транслируются на экранах, установленных по всему музею, или, прочтя аннотацию, подумать, что тут в самом деле начудил какой–то современный художник.
На вернисаж приезжал сам мэтр, были показаны несколько других его видео, мэтр отвечал на вопросы. Однако, как и в случае с "Манифестой", при всей радости новой встречи в Петербурге с классиком видеоарта абсурдное экспозиционное решение наводит на мысль о том, что дух Самоделкина — наш спутник на веки вечные. Привозить произведения Билла Виолы в гомеопатических дозах, по штучке в несколько лет, в нулевые еще имело общеобразовательный смысл. Теперь это, пожалуй, подтверждение нашей провинциальности. Впрочем, в количественном отношении налицо позитивные сдвиги. В "Квинтете памяти" — видеофреске по мотивам картин старых мастеров на сюжет Страстей Христовых, показанном 5 лет назад в потерне Петропавловки, — снимались пять актеров. В "Море безмолвия", продолжающем те же визуальные исследования психологических аффектов, запечатленных в классическом религиозном искусстве, их было задействовано уже девять. Арт в России движется только вперед.