Валюта диктует цену ДМС

СПб. Клиники, которые частично работают с импортными материалами, начинают повышать цены на услуги. Это приведет к росту цен полисов ДМС на 10–12%.

Сборы по ДМС в Петербурге в первом полугодии 2014 г. выросли на 15%, до 6,6 млрд рублей. На данный вид страхования приходится около 20% от объема премий компаний. Страховщики ожидают, что по итогам года рынок ДМС прирастет всего на 8–10%. Меньший по сравнению с прошлым годом рост они объясняют экономией клиентов на ДМС. "Сейчас 30–40% петербургских компаний задумываются об оптимизации программ ДМС. И в этом деле есть хороший опыт прошлых кризисов. Экономию дает исключение дополнительных опций из основного пакета услуг по ДМС", — говорит Владимир Яковлев, управляющий директор по личному страхованию Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование". По его подсчетам, если взять компанию с коллективом 200 человек, отказ, например, от стоматологии позволил бы снизить стоимость полиса с 13–15 до 10–12 тыс. рублей на человека в год.

Удорожание услуг

Кроме того, даст знать о себе и падение курса рубля. Стоимость медицинских услуг в следующем году вырастет, поскольку расходные материалы клиник часто поставляются из–за рубежа. Все это отражается на стоимости полиса, что также не прибавляет клиентов–страхователей. "Да, небольшое повышение расценок на услуги медучреждений возможно, хотя доля затрат на импортные расходные материалы, оборудование в себестоимости медицинских услуг не настолько существенна, как, например, доля затрат на запчасти, влияющая на убыточность автокаско", — говорит Владимир Яковлев. По его оценке, по итогам года рост тарифов ДМС составит около 10–12%.
С такой оценкой согласен Эдуард Яблоков, директор петербургского филиала "Согаз". Он также добавляет, что в некоторых случаях цена договора остается без изменений, так как экономическая ситуация предприятий не позволяет им увеличивать бюджет на социальные программы.

Сохранить отношения

Жесткая политика клиник и их непреклонность в вопросе повышения тарифов на услуги может привести к тому, что страховщик, скорее всего, откажется работать с таким партнером. Число клиник–партнеров крупнейших страховщиков может достигать 300–400 учреждений, и страховщики готовы отказаться от услуг тех, кто слишком сильно повысил цены.
"Запросы клиентов — по возможности сохранить стоимость договора и пакет предоставляемых медицинских услуг на прежнем уровне. Поэтому оптимизация затрагивает в основном перечень лечебных учреждений, — говорит Эдуард Яблоков. — То есть в программы ДМС в первую очередь включаются те клиники, с которыми достигнуты договоренности о неувеличении прейскурантов на медицинские услуги".
"Медучреждения ведут себя по–разному. В основном клиники выстраивают долгосрочные отношения со страховыми компаниями, соответственно, не пользуются ситуацией для резкого увеличения цены, — добавляет Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии добровольного медицинского страхования "АльфаСтрахование". — Но есть и другие — те, кто использует любую возможность к повышению цен".
По оценкам страховщиков, сегодня о сохранении тарифов говорят не больше 40% их партнеров, однако медучреждения все равно прописывают в договорах возможность роста цен в случае дальнейшего падения рубля.
Если нестабильная ситуация сохранится и в 2015 году, то темпы роста продаж ДМС будут снижаться. Поэтому, по словам генерального директора СО "Помощь" Александра Локтаева, во избежание потери клиентов некоторые страховщики разрабатывают на будущий год индивидуальные программы для застрахованных, которые помогут им не отказываться от ДМС в полном объеме.