Американские СМИ ждут "звездных войн" с Россией

Американские СМИ возбужденно пишут о запуске неизвестного российского спутника. Не исключено, полагают они, что это космический истребитель-перехватчик. Новый виток "холодной войны" — отличный повод вернуться к "Звездным войнам", всего 30 лет назад поражавшим фантастическими проектами.

Запуск спутника, получившего на Западе обозначение Object 2014-28E, поднял шумиху в американской прессе с подачи Financial times. Этот запущенный еще в мае спутник, как заметили астрономы-любители, совершает "необычные маневры" возле российских космических объектов. Официальные цели запуска так и остались неизвестными. В качестве версии FT предполагает, что это часть возрожденного проекта "Истребитель спутников". "Истребитель спутников" — комплекс, состоявший на вооружении в 1978-1993 годах. Он должен был выводить спутник-истребитель "Полет" на перехват вражеских космических объектов и поражать их путем взрыва блоков с осколочными боевыми частями. Газета именует его "Istrebitel Sputnikov". Когда-то в мировые языки вошло само слово sputnik, а теперь, значит, лексикон пополняется еще и istrebitel`ем.
На самом деле выводы FT вполне напрашивающиеся. В 2013 году в российских СМИ появились отрывочные сведения о возрождении после модернизации проекта "Крона" — комплекса лазерных локаторов и самолетов-перехватчиков с противоспутниковыми ракетами. Ну, и Владимир Путин в последние месяцы очень уж активно делал намеки. В августе он пообещал "еще обрадовать наших партнеров и идеями, и конкретным воплощением в жизнь" новых видов вооружений: "Речь идет о самом современном вооружении, о таких системах наступательных и оборонительных, которыми другие армии мира пока не располагают", заинтриговал президент. А позже вице-премьер Дмитрий Рогозин анонсировал создание "оружия нового класса, нового поколения, интеллектуального, умного оружия". Немудрено, в общем, что в неопознанном летающем объекте заподозрили "спутник-убийцу".
Военное соперничество в космосе стало одним из главных атрибутов завершающего этапа "холодной войны" между СССР и США. Главным победителем в нем, пожалуй, стоит признать американских производителей вооружений, успешно воспользовавшихся расходами Вашингтона на программу "Стратегической оборонной инициативы", быстро получившей название "Звездных войн" по аналогии с популярным фильмом. Злые языки утверждают, что тогдашний президент США Рональд Рейган просто вспомнил фильм "Убийство в воздухе", в котором играл в 1940-м году и по сценарию охранял подобное супероружие, но это в общем было уже неважно.
Различные проекты космического оружия потрясали фантастическим размахом. Например, существовал проект "атомной картечи" — направленного разрушения вольфрамовых плит ядерными зарядами; или "бриллиантовой гальки" — тысяч микро-спутников, слишком мелких для обнаружения, но способных взрываться вместе с целью. Активнее всего разрабатывались разные виды боевых лазеров — одни должны были располагаться прямо на спутниках, другие — через систему орбитальных зеркал наводиться на ракеты с земли.
Советский союз старался не отставать. Помимо проекта "истребителя спутников", СССР тоже разрабатывал системы боевых лазеров, например, в рамках проекта "Терра". Проводились даже успешные испытания. Но и у советских, и у американских ученых была одна проблема — даже самый маломощный лазер требовал гигантского энергопотребления. Поэтому в итоге все экзотические "лазерные" разработки были свернуты. Некоторые же направления работы получили развитие — проект по созданию рельсотронов (известных любителям компьютерных шутеров под названием railgun) стал воплощаться уже в виде наземного вооружения, и к 2020 году США собираются поставить первые рельсотронные установки на свои эсминцы. Кроме того, "пасынком" замороженной в 1993 году программы СОИ можно назвать и известную систему ПРО.
США в последнее время тоже занимается разработкой новых космических систем; время от времени в публичном пространстве появляются новости о запуске тех же спутников неизвестного предназначения. Еще несколько лет назад власти США выделили деньги на исследования по созданию космических станций ПРО.
За прошедшие десятилетия исследования в области энергетики шагнули, конечно, далеко вперед. Для военных и связанных с оборонкой концернов возрождение космической гонки вооружений (в которую Россия, со слов Путина, обещала не вступать, но и не реагировать она тоже не  может) наверняка более чем желательно. Барака Обаму уже спрашивали, не собирается ли он строить "Звезду смерти" (станция-уничтожитель планет из киноэпопеи "Звездные войны"), а Путина несколько лет назад — будет ли Россия создавать боевых человекоподобных роботов. Вопросы, конечно, были заданы в шутку, но если Рейган когда-то вдохновился кинематографом для старта СОИ, почему на это не способны президенты наших дней? Для СССР непомерные расходы на гонку вооружений стали одним из главных факторов распада. Но и США тогда тоже немало миллиардов долларов пустили в никуда. Космические войны — невероятно дорогая штука, так что дуэль эта заочная и сводится скорее не к тому, кто создаст более мощный лазер, а к тому, у кого быстрее кончатся деньги.