Дума приняла антиофшорный закон

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Дума обязала россиян, владеющих иностранными компаниями, декларировать их прибыль и платить дополнительные налоги. Минимум декларируемой прибыли в 2015 году составит 50 млн рублей. В условиях санкций закон вряд ли будет работать, считают эксперты.

Во вторник, 18 ноября, Госдума приняла так называемый антиофшорный закон. Российские налоговые резиденты, владеющие долями в иностранных компаниях, со следующего года обязаны будут отчитываться о нераспределенной прибыли. Минимальный заработок, о котором нужно будет доложить налоговикам, сначала составит 50 млн рублей, в 2016 году уже 30, но в 2017 его снизят до 10 млн. Контролирующими иностранную компанию будут считаться фирма или физическое лицо, владеющие больше 50% компании в 2015 году и больше 25% с 2016 года. Если несколько лиц совместно владеют компанией больше чем наполовину, минимальная доля для каждого из них составит 10%.
Эффективность закона в условиях санкций весьма сомнительна, считают юристы. Вместо дополнительных доходов в казну государство получит усиление тревожности в деловой среде, криминализацию бизнес-сообщества и потерю существующих налоговых резидентов, рисуют эксперты мрачные картины будущего.
Закон, как выражаются профессионалы, "не содержит пряника, но вот кнут в нем присутствует". За неотражение в налоговой базе доходов офшорных компаний придется, в частности, заплатить 20% от неуплаченного налога, но не меньше 100 тыс. рублей. За сокрытие или предоставление фиктивных сведений об иностранных компаниях — 100 тыс. рублей за каждое юрлицо. В случае, если собственник компании не заявил о подобных активах, штраф составит 50 тыс. рублей с компании.
Закон не произведет какого-то серьезного эффекта, поскольку писался еще до введения санкций, когда тенденция по сотрудничеству налоговых юрисдикций была на сближение, комментирует председатель коллегии адвокатов "ЮрКонсалт Интернешнл" Ерлан Касенов. Юрист считает, что декларировать подобные доходы будут в тех случаях, когда они не повлекут налоговых последствий.
"Речь идет о действиях холдинговых структур и других случаях, когда офшоры используются не для налоговой оптимизации, а оптимизации корпоративных взаимоотношений в рамках другой правовой системы", — говорит Ерлан Касенов.
С ним частично солидарен руководитель налоговой практики "Пепеляев групп" Сергей Сосновский, который считает, что без доступа к информации об иностранной собственности в законе нет смысла. А в условиях санкций надеяться на сотрудничество в этом ключе не приходится. "Наши зарубежные партнеры вполне могут нас и таким образом наказать, хотя прямо об этом пока никто не говорит", — отмечает юрист. Он также ссылается на заявления крупных бизнесменов о том, что система правовой защиты собственности в том же английском праве выстроена эффективнее, и по большей части дело в этом.
"Сейчас я вижу три тенденции. Кто-то всерьез переводит активы в Россию. Кто-то рассматривает все более изощренные налоговые юрисдикции. Третьи сейчас пытаются максимально увеличить номинальную стоимость зарубежных компаний, чтобы в итоге они показали условно меньшую прибыль", — рассказывает Сергей Сосновский и отмечает, что подобные нормы законодательства, характерные для развитых стран, давно пора было принять.
Подобный закон, безусловно, необходим, солидарен управляющий партнер "ДювернуаЛигал" Егор Носков, но в других странах такие документы рассматривались законодательными органами годами, если не десятилетиями. Из-за непроработанного текста документа Россия "вместе с водой рискует выплеснуть ребенка", эмоционально комментирует юрист. Закон, в частности, не учитывает десятков тысяч офшорных компаний, которые созданы только для того, чтобы хранить на их счетах сбережения. В большинстве своем такие юрлица просто не смогут соответствовать предъявляемым требованиям, поскольку элементарно не вели отчетности.
"У компаний федерального уровня, разумеется, скрыть такие активы не получится, но если говорить о представителях среднего бизнеса, компании которых даже не контактировали с Россией, то раскрытие принесет им лишь проблемы, — рассказывает Егор Носков. — Сразу последуют вопросы от ФНС — откуда? а налоги уплачены? Дальше это могут передать по цепочке правоохранительных органов. Те, кто инвестировал в Россию через офшоры, просто перестанут это делать, и таким образом государство получит противоположный результат. Если посмотреть на статистику, большая часть иностранных инвестиций в Россию приходит со стороны Кипра и Британских Виргинских островов, а это чаще всего тот же российский бизнес. Строго говоря, закон чреват бизнес-эмиграцией и еще большим оттоком капитала".