За поседние годы офисные работники стали чаще эмоционально выгорать

Автор фото: Коньков Сергей

За последние несколько лет скорость эмоционального выгорания выросла. Специалисты объясняют это возросшим информационным давлением на человека по поводу того, как правильно жить. К сожалению, накрывший страну экономический кризис и период сложных отношений страны с миром могут еще больше ускорить этот процесс.

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Как говорят медики, когда требования — и внутренние, и внешние — долгое время преобладают над ресурсами (теми же внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию.
То, что человек перегорел, можно распознать по трем главным признакам. Во–первых, об этом свидетельствует чувство усталости, когда исчерпаны эмоциональные и физические силы, когда с утра человек просыпается уже уставшим. И даже после более продолжительного отдыха это состояние не проходит, хотя поначалу может показаться, что все–таки стало легче. Второй признак — отстраненность от всего, что происходит. Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Третий признак — падение самооценки. Человек теряет ощущение своей эффективности, не видит перспектив ни в работе, ни в профессии.
По данным исследования консалтинговой компании CASE, люди, имеющие выраженные признаки эмоционального выгорания, теряют до 50% своего дохода.

Скорость и причины

По словам Виталия Антощенко, президента Объединенной консалтинговой группы, эмоциональное выгорание испытывают все в той или иной степени, причем независимо от уровня, занимаемого в иерархии предприятия. "Этот психологический феномен связан в первую очередь с человеком, а не с должностью, поэтому он обусловлен тем, как устроена психика человека", — говорит он.
"Причина выгорания в большей степени связана с особенностями личности: трудоголизм, перфекционизм, не сбалансированная система интересов и привязанностей, — соглашается с коллегой Юлия Сахарова, директор по Северо–Западу HeadHunter (hh.ru). — Тем не менее, если говорить о должностях, выгорание выше у специалистов, линейных менеджеров, руководителей среднего звена, наемных топов. С точки зрения профессии выгоранию больше подвержены люди коммуникативных специальностей".
Впрочем, в последние годы в ряды перегоревших все чаще попадают и те, кого трудно заподозрить в излишней общительности, например программисты. Кроме того, скорость выгорания стремительно растет. "У каждого из нас есть свой образ успеха, идеальной жизни, нашей роли в коллективе и т. д. Также мы находимся в информационном поле, которое бомбардирует наше сознание штампами, навязывая нам представление об успехе и том, как он должен выглядеть. Результатом всего этого микса и является выгорание, потому что идеальный мир и мир реальный отличаются, и, как правило, отличаются очень сильно, что уже само по себе создает предпосылки для выгорания", — поясняет причины растущей скорости выгорания Виталий Антощенко.
Наталия Боровикова, директор по корпоративному развитию консалтинговой группы BI TO BE, видит одну из причин выгорания в снижении мобильности в обществе: "Если вспомнить 1990–е, то многие предприниматели, движимые обыкновенным желанием выжить, как–то закрепиться на рынке, выстраивали целые бизнес–империи. Этим примером они дали следующему поколению управленцев существенный толчок к росту амбиций. Но ситуация изменилась, и теперь возвышенные мечты менеджеров, воспитанных на книжках о лидерстве и рассказах об огромных капиталах на скорую руку, упираются в потолок. Они теряют готовность бороться за свои достижения, просто потому что кому–то то же самое далось легче, быстрее".
Вопрос, которым задается Юлия Сахарова: как долго можно сохранять эффективность при повышенных интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузках? По ее словам, люди с природным высоким энергетическим уровнем, хорошим здоровьем и психикой могут дольше сопротивляться выгоранию. Максимальную нагрузку, которой подвержены, например, антикризисные управляющие, можно сравнить с лозунгом "пятилетка — за год", а иногда и "три пятилетки — за год".
По словам Юлии Сахаровой, не только высокая нагрузка типовыми, монотонными рабочими операциями и недостаток новых, развивающих задач могут провоцировать неудовлетворенность работой. "Она может быть связана с острым ощущением несправедливой оплаты труда, отсутствием положительного подкрепления: внимания к заслугам, значимости вклада сотрудника в работу", — уточняет она.
Работа скорее не причина, а проявление синдрома, считает Виталий Антощенко. "Очень часто в своем плохом самочувствии человек винит работу или обстоятельства, — говорит он. — Но на самом деле причина выгорания находится в самом человеке, в его готовности менять себя, работать над собой, жить в дискомфорте и закалять себя этим".

Тревожные ожидания

Эмоциональное выгорание испытывали на себе, согласно опросу hh.ru, 74% опрошенных россиян.
При этом половина из них признаются, что довольно давно живут в состоянии усталости и раздражаются по пустякам. Более 40% безразличны к своим рабочим обязанностям. Почти четверть респондентов чувствуют свою профессиональную несостоятельность.
Цифры пугающие, но для экспертов не удивительные. Дело в том, напоминает Юлия Сахарова, что, как замечают многие специалисты рынка труда, в России не редкость хищническое отношение к персоналу: переработки, отсутствие нормирования труда по большинству специальностей, усложненные бизнес–процессы, некорректная обратная связь в отношении подчиненных, непрозрачность оценки труда, карьерного, профессионального, зарплатного роста.
Но кроме этих уже привычных факторов в этом году в напряжении россиян держат экономические и политические события. "Бизнес развивается сейчас в разрыве между тревожным фоном санкций и роста доллара и стремлением к упорядоченности, предсказуемости рынка. Это создает постоянное изнуряющее напряжение. Управленцев постоянно кошмарят непрогнозируемостью, — говорит Наталия Боровикова. — К сожалению, постоянно отдаляющийся горизонт целей и малопредсказуемость среды только усугубляют внутренние конфликты".

Восстановление

Впрочем, есть и хорошие новости. По мнению Юлии Сахаровой, на ранних этапах выгорания для восстановления нужен отпуск, но не короткий, а не менее 21 дня подряд, или смена, а то и изменение функционала.
Причем к этому изменению нужно подойти со всей серьезностью. Нужно восстановить баланс работы и отдыха: дни удаленной работы, введение элементов гибкого графика, грамотное планирование задач и нагрузки, профилактические медицинские осмотры, правильная система питания.
"Если мы говорим не о выраженных этапах выгорания и не о трудоголиках, которые почти сознательно жгут свечу с обоих концов, то восстановление может занять от полугода до года, — говорит Юлия Сахарова. — Важно осознанное внимание к проблеме и со стороны самого сотрудника, и со стороны работодателя".
"Чтобы не выгорать, надо научиться, во–первых, постоянно обновлять свой взгляд на привычные вещи, а во–вторых, удерживать в фокусе не только цель и средства ее достижения, но и смысл, — говорит Наталия Боровикова. — Наше сознание на старых маршрутах теряет свою способность выстраивать новые подходы к решению задач. Очень хороший эффект в этом плане дают путешествия, смена обстановки, реализованная потребность заботиться о ком–то, обучение чему–то новому".
+Самый оптимистичный взгляд на решение проблемы у Виталия Антощенко. "Восстановиться можно и за день, — уверен эксперт. — Но существует пропорция: чем дольше человек находится в состоянии выгорания, мучается, считает, что дело в обстоятельствах, а не в нем, тем дольше ему надо будет выходить из этого состояния".
Смена места работы, по словам Антощенко, такому человеку если и поможет, то ненадолго, ведь он на новую работу принес вместе с трудовой книжкой и себя.
Лучшее средство восстановления, по его мнению, — взять ответственность за происходящее на себя и заключить с собой, например, пари на то, что он или она сможет так все изменить, в первую очередь в себе, что удастся получить удовольствие самому и коллегам на том же месте работы, которая вначале приносила удовольствие, а потом перестала.