Спад продаж страховых полисов по банкострахованию в Петербурге в 2014 году уже составил 20%

Автор фото: Павлишак Алексей/ТАСС

Спад продаж страховых полисов по банкострахованию в Петербурге в 2014 году уже составил 20%. Рынок падает вслед за замедлением темпов кредитования горожан.

На протяжении последних лет банкострахование было одним из самых быстрорастущих сегментов. Однако уже по итогам 2013 года динамика существенно снизилась. По данным "Эксперт РА", в прошлом году в России этот сегмент вырос на 15%, до 193 млрд рублей, тогда как в 2012 году рост составил 35%.

Рост за счет ипотеки и автокредитов

В начале 2014 года рост еще был ощутимым: ослабление рубля и опасения петербуржцев оставлять деньги на вкладах в банках стимулировали кредитную активность населения, отмечает директор управления специальных каналов продаж Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Екатерина Волкова. Особенный рост показали ипотека и автокредиты: в феврале–марте к такому же периоду 2013 года количество договоров выросло вдвое, добавляет она. Однако во второй половине года объемы кредитования стали снижаться, а с ними и премии страховых компаний. В сентябре сокращение было особенно заметно, и дальнейшее снижение неизбежно, если не произойдет изменений в экономической конъюнктуре, говорит Екатерина Волкова. В целом по рынку спад продаж страховок по банковскому страхованию в этом году составил 20%, оценивает Дмитрий Большаков, заместитель гендиректора "РЕСО–Гарантия". Это заметно как в корпоративном, так и в розничном сегменте банкострахования.

Большая база

Сборы петербургского филиала "Росгосстраха" в этом сегменте по итогам первого полугодия выросли на 57% (высокий темп обеспечило автострахование), а во втором темпы упали, рассказывает директор филиала Игорь Лагуткин. "От отрицательной динамики этот канал удержит только каско, так как ожидается традиционный сезонный подъем продаж новых автомобилей в конце года", — надеется он.
Еще один драйвер — ипотека, однако комплексное ипотечное страхование быстро теряет роль. По словам Екатерины Волковой, все больше банков перестает требовать комплексную защиту, ограничиваясь только страхованием имущества в залоге. "Ренессанс страхование" увеличил премии в банкостраховании за 9 месяцев на 15% — помогло ипотечное страхование в ряде банков и партнерство со Сбербанком в широкой линейке страховых продуктов.
Сотрудничество с банками продолжает наращивать базу клиентов, отмечает гендиректор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев. Учитывая объемы страхования клиентов в банковском канале, страховщик может более лояльно относиться к тарификации, предоставляя "оптовые" скидки. А заемщики за счет этого могут оптимизировать свои затраты на страхование, объясняет Александр Локтаев.

Сложности конкуренции

Помимо ипотеки и каско, благодаря кредитованию в последние 2–3 года существенно увеличился сегмент страхования жизни. Темпы прироста здесь обеспечивают взносы по страхованию жизни заемщиков потребкредитов и инвестиционное страхование, отмечает гендиректор "PPF Страхование жизни" Сергей Перелыгин. "Однако если в 2013 году высокие темпы роста страхования жизни обеспечивало кредитное страхование жизни, то в 2014 году эта тенденция не проявилась в полной мере. На фоне замедления рынка потребкредитования основными драйверами роста страхования жизни стали классическое и инвестиционное страхование", — размышляет он.
"Лучшая динамика, как и прежде, у страхования от несчастного случая", — говорит Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса "Ингосстрах". И добавляет, что сегодня это вмененный вид бизнеса, комиссионные банков в котором достигают около 90%. "Мы напрямую не завязаны на объемы кредитования. Рыночные страховщики сегодня могут конкурировать с кэптивными только ценой и качеством услуги", — считает Виталий Княгиничев.

Выбор клиента

При распределении бизнеса в приоритете всегда кэптивные и аффилированные страховые компании, поэтому независимым страховщикам не всегда просто конкурировать, отмечают эксперты. Однако выбор остается за клиентом: часто свои предпочтения он озвучивает уже в банке, основываясь на рейтингах и тарифах, отмечает Дамир Аксянов, зампредседателя правления "Согаза".
"В корпоративном сегменте клиенты, относящиеся к малому и среднему бизнесу, выбирают страховщика, опираясь на стоимость договора страхования. Более крупные компании чаще смотрят на рейтинги компании и ее надежность и готовы платить за договор страхования больше", — говорит он.