Цены на первичном рынке жилья в Петербурге могут упасть на 20%

Автор фото: Коньков Сергей

Падение цен на первичном рынке жилья в Петербурге может составить 20% за счет снижения расценок по всей цепочке строительного цикла. Но они вряд ли пробьют планку в 45 тыс. рублей за 1 м2.

Авторитетный аналитик российского рынка недвижимости Геннадий Стерник представил долгосрочный прогноз развития рынка жилья на 10 лет. В ближайшие 2 года бизнесменам придется готовиться к снижению покупательского спроса и цен, затем — к их резкому падению.
Рост и спроса, и цен начнется лишь в 2019 году, считает он. В ожидании рецессии застройщики отреагируют на изменившиеся условия уменьшением объемов вводимых площадей, будут вести консервативную политику и предпочтут не начинать крупных проектов. "Дно" падения должно прийтись на 2017 год.

Долгое падение

По данным аналитиков АН "Итака", средняя цена 1 м2 в новостройках массового спроса в Петербурге уже упала на 7% по сравнению с началом текущего года. В I квартале средняя стоимость "квадрата" составляла 88 650 рублей, тогда как к сентябрю снизилась до 82 353 рублей. Объясняя это, эксперты надеются, что дело все–таки не в падении покупательной способности петербуржцев, а в том, что открылись продажи в крупных проектах с демократичными стартовыми ценами (ЖК "Солнечный город", "Дважды два", "Шуваловский" и др.). И тем не менее сегодня уже никто из участников рынка не сомневается, что строительный сектор ждут нелегкие времена.
"Нынешняя ситуация очень отличается от кризисов 1998 и 2008 годов, когда мы наблюдали достаточно резкое падение и быстрое восстановление рынка. Сейчас существует вероятность длительной стагнации в экономике, а наш рынок еще никогда не функционировал в подобных условиях, поэтому остается только предположить возможные варианты развития отрасли. Если опираться на опыт трех предыдущих периодов падения спроса, то цена квадратного метра на первичном рынке снижается в пределах 20%. Причем по некоторым объектам цены могут вообще не меняться, а по другим падать до 30%", — полагает Николай Пашков, генеральный директор компании Knight Frank St. Petersburg.
"В краткосрочной перспективе цены на жилую и коммерческую недвижимость могут снизиться на 20%. Этому будет способствовать поддержание высоких темпов ввода жилья в Петербурге, а также реконцепция ряда проектов: из сегмента комфорткласса в эконом и из сегмента бизнес–класса в комфорт", — уверен Алексей Гулевский, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

45 тыс. рублей на дне рынка

Компенсировать падение цен девелоперы будут за счет экономии по всей цепочке. "Однако у большинства застройщиков запас ликвидности остался на уровне уже предоставляемой ими скидки. Увеличивать скидки будут отчаянные оптимисты (в надежде, что рынок потом "отыграет") и те, кому уже все равно (в надежде максимально затянуть срок агонии)", — говорит Василий Селиванов, генеральный директор компании LEGENDA.
При этом цена, после которой рынок окончательно опустится на дно, составляет, по мнению экспертов, 45 – 50 тыс. рублей за "квадрат".
"В первую очередь на рынке останутся девелоперы, имеющие производственные мощности, которые обеспечат стройку доступными ресурсами. Также останутся компании, у которых есть свой оборотный капитал либо хорошая кредитная репутация, что позволит договориться с банками о финансировании проектов", — говорит Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО "Ойкумена".
Впрочем, и перепроизводства пока также не ожидается. "В случае падения платежеспособного спроса девелоперы очень быстро скорректируют объемы строительства и существенного профицита площадей, и, как следствие, снижения цены квадратного метра не произойдет", — надеется Алексей Гусев, коммерческий директор ООО "Главстрой–СПб".
"Темпы вывода на рынок крупных проектов зависят от экономической ситуации и от спроса на рынке. Масштабные комплексы выводятся очередями. Если ситуация со спросом резко изменится в худшую сторону — а пока ничто этого не предвещает, — скорость выхода новых очередей на рынок снизится", — уверен Олег Пашин, генеральный директор ООО "ЦРП "Петербургская недвижимость".

Позитивные моменты кризиса

"Глобального кризиса перепроизводства не будет. Обеспеченность жильем в России пока по всем городам крайне низкая. Кроме того, ожидается и снижение объемов предложения, потому что те компании, которым необходим кредитный ресурс — а он сейчас становится все дороже, — не смогут оставаться на рынке", — говорит Роман Мирошников.
Рынок будет меняться в сторону повышения качества предоставляемого жилья. Вкладываться в жилье на ранней стадии строительства в таком количестве, как ранее, покупатели перестанут, потому что экономическая ситуация влечет за собой риски и заставляет потребителей быть осторожнее. Значит, приобретать будут в основном квартиры в сданных домах или новостройках высокой степени готовности. У людей будет возможность увидеть уже готовое жилье и купить квартиру у того застройщика, чей продукт окажется качественнее при сопоставимой цене.
Из прогнозов, которые постоянно звучат на рынке недвижимости, уже давно можно собрать отдельную книгу — по большей части фантастическую. Например, еще пару лет назад говорили о том, что цены на недвижимость вырастут, поскольку объемы строительства сократятся: земли в Петербурге не осталось, а квартиры в Ленобласти покупать не будут. Сейчас мы наблюдаем противоположную картину: объемы жилищной застройки растут и в городе, и в области, цены в приграничных проектах часто превышают средние по рынку, объекты во всех без исключения сегментах находят своего покупателя.
Сергей Степанов
директор по продажам компании "Строительный трест"
Расти вверх рынку просто не на чем — нет "топлива". Те клиенты, у кого есть деньги, станут еще требовательнее к продукту с точки зрения качества. Однако конкуренция качества на рынке, только недавно активизировавшаяся, теперь вновь пойдет на убыль, так как для развития этого направления у компаний просто нет средств, а риски ошибок высоки. Поэтому я думаю, что в ближайшие годы мы станем свидетелями очередного расцвета оберточных историй, когда проект продвигается таким образом, что фантик пытаются нарисовать как можно ярче, а содержимое — максимально упростить и удешевить.
Василий Селиванов
Генеральный Директор компании LEGENDA