Арбитраж отказался выселять арендатора Дома Зингера

Автор фото: Тихонов Михаил

ЗАО "Зингер" экс-совладельца Балтийского банка Андрея Исаева оспорило в Арбитраже решение КУГИ о расторжении договора аренды Дома Зингера. Суд не нашел оснований для отказа от договора и признал компанию добросовестным инвестором.

Как сообщили корреспонденту "ДП" в холдинге "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН), вчера Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск ЗАО "Зингер" к КУГИ. Компания оспаривала решение о расторжении 49–летнего договора аренды Дома Зингера (Невский пр., 28). По данным сайта arbitr.ru, иск удовлетворен частично.
ПАН, принадлежащее известному петербургскому бизнесмену Андрею Исаеву, арендует здание общей площадью 8,8 тыс. м2 с участком 1,6 тыс. м2 у КУГИ с 1999 года. По условиям договора девелопер в 2000 – 2006 годах полностью реконструировал объект, вложив в это около 1 млрд рублей. Также инвестор проплатил вперед за весь срок до 2048 года арендную плату (около 350 млн рублей). Основной доход ему приносит расположенный в доме–памятнике бизнес–центр класса А арендопригодной площадью 4,8 тыс. м2. По оценке Colliers International, стоимость права аренды здания составляет 2 млрд рублей.
"По сути права 49–летней аренды оцениваются так же, как права собственности", — сообщили в ПАН. Кстати, по данным Colliers International, маленький "кусочек" Дома Зингера принадлежит ПАН на праве собственности: девелопер купил квартиру площадью 61 м2 и перевел ее в нежилой фонд.

Есть иное мнение

В марте 2014 года КУГИ направил в адрес ЗАО "Зингер" уведомление об одностороннем расторжении договора по причине неисполнения его условий. Арендатору предписывалось освободить здание до 30 апреля. Однако 29 апреля "Зингер" обратился в суд.
Суд трижды откладывал принятие решения по делу. В итоге иск был удовлетворен. "По договору аренды с ЗАО "Зингер" у КУГИ нет права одностороннего отказа от договора аренды, — объяснили в ПАН мотивацию суда. — Договором предусмотрен только судебный порядок и только по определенным основаниям, указанным в договоре".
Также, добавили в компании, в уведомлении КУГИ от 21 марта 2014 года не было указано оснований для отказа от договора, что является процессуальным нарушением. Также компания просила суд признать ее обязательства по договору исполненными надлежащим образом.
"Процесс был очень важным для нас, и мы полностью удовлетворены его результатами, - говорят в КУГИ. -  Суд поддержал нашу позицию относительно того, что произведенные арендатором в ходе капитального ремонта изменения, в том числе по площади, не приведут к возникновению у него права собственности на объект. Тем самым мы не только не утратили ни одного метра, а, наоборот, приобрели. Что касается вопроса расторжения договора, то могу сказать, что со стороны арендатора есть отдельные нарушения, по которым мы сейчас проводим претензионно-исковую работу".

Книжный интерес

Единственное условие договора, которое инвестор позволил себе трактовать по–своему, — это обязанность сдать 2,5 тыс. м2 в субаренду под книжный магазин "Дом книги". Чиновники считают, что арендатором должно быть ОАО "Торговая фирма Санкт–Петербургский Дом книги", которое занимало его с 1919 по 2004 год. Однако помещения были сданы связанному с ПАН ООО "Санкт–Петербургский Дом книги".
ОАО, на 100% принадлежащее городу и имеющее на балансе еще 10 книжных магазинов в центральных районах города, неоднократно пыталось вернуться в Дом Зингера, но безуспешно. В 2012 году предприятие, практически остановившее из–за долгов в 176 млн рублей свою деятельность, взяла в управление группа "Конрад" главы азербайджанской диаспоры Вагифа Мамишева. Бизнесмен заявлял, что Дом Зингера сдан ПАН по заниженной стоимости.