В Петербурге растут ставки по автокредитам

Автор фото: Абрамов Денис/ТАСС

В Петербурге растут ставки по автокредитам на фоне падения продаж новых автомобилей. Банкиры ждут перезапуска программы госсубсидирования. А пока компенсируют падение спроса на новые авто кредитованием покупки подержанных.

Продолжающееся с весны 2013 года падение продаж новых автомобилей в текущем году отразилось и на банках. Многие кредиторы столкнулись со снижением выдач на покупку машин. По подсчетам банкиров, по итогам года рынок автокредитов в городе может составить около 25 млрд рублей, показав снижение к уровню 2013 года вплоть до 5%.

Почувствовали снижение

Выдачи автокредитов банка "ВТБ 24" в Петербурге как в штуках, так и в объеме сократились за 9 месяцев 2014 года к тому же периоду 2013 года на 38%. "Причиной этого стало как перенасыщение авторынка и рынка автокредитования, так и нестабильная макроэкономическая ситуация в стране, — объясняет Даниил Макаршин, начальник центра автокредитования "ВТБ 24" в Петербурге. — Кроме того, сыграло роль отсутствие госпрограммы субсидирования процентных ставок, которая стала серьезным подспорьем для рынка в прошлом году".
В свою очередь, выдача кредитов в петербургском Локо–банке за то же время сократилась на 8,6%, по числу выданных кредитов снижение составило около 1%. Директор петербургского филиала Локо–банка Константин Макаров объясняет снижение объема выдачи тем, что наряду с незначительным снижением спроса на автокредиты наблюдается также изменение среднего чека в меньшую сторону.
Кирилл Мясоедов, региональный директор Северо–Западного филиала Росбанка, отмечает, что объем выдачи автокредитов его филиалом вырос на 10%, однако соглашается, что в целом по рынку наметилось снижение кредитования. Ближе к концу 2014 года ожидается замедление темпов развития рынка автокредитования, что обусловлено общим снижением потребительского спроса, добавляет он.
Стоит отметить, что на фоне снижения спроса на машины и кредиты ставки по автокредитам растут. Осенью некоторые банки повысили ставки на 0,5–1%. "Банки стараются удержать динамику выдачи кредитов с помощью специальных программ на новые автомобили. Интерес банков выдавать автокредиты однозначно сохранился, но в связи с ростом просроченной задолженности банки увеличивают ставки, растет процент отказов", — объясняет Даниил Макаршин.

Зовут на помощь

Все банкиры выступают за перезапуск программы госсубсидирования ставок по автокредитам. Осенью уже стартовала программа утилизации автомобилей, в рамках которой владелец авто, сдав его в утиль, может получить компенсацию и направить ее на покупку нового транспортного средства. Любопытно, что в 2013 году, когда действовала программа субсидирования ставок, большинство кредиторов и дилеров скептически оценивали ее эффективность. По их словам, условия программы слишком обширны и результат работы программы размыт по рынку. Теперь же бизнесмены говорят, что без комплексной поддержки государства не обойтись.
"Замедление падения продаж возможно, если возобновить госпрограмму, увеличить субсидии на машины и пересмотреть политику скидок дилеров на автомобили", — уверен Даниил Макаршин.
В ближайшем будущем возможен рост авторынка благодаря государственной поддержке. В случае возобновления программы субсидирования автокредитования можно ожидать возобновления прежней активности на автомобильном рынке, соглашается Кирилл Мясоедов.

Ставка на старые авто

Пока же банки активнее продвигают программы кредитования подержанных машин, дилеры, в свою очередь, также стараются продать больше б / у машин и дать дополнительные скидки на новые машины.
С одной стороны, покупатели находятся в ожидании традиционных для IV квартала маркетинговых акций дилеров на новые автомобили текущего года выпуска и существенных скидок. С другой, с середины II квартала население становится все более сдержанным в своих крупных тратах. Поэтому спрос на подержанные автомобили действительно вырос", — комментирует Татьяна Савина, заместитель директора по розничному бизнесу Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка. Например, в Райффайзенбанке доля кредитов на приобретение б / у автомобилей выросла с 3 до 7%.
Интересно, что в текущем году дилеры начали предлагать скидки на машины, не дожидаясь предновогоднего декабря. Как говорит Даниил Макаршин, в IV квартале прогнозируется небольшой рост относительно III квартала, практически все дилеры на данный момент продают машины с минимальной наценкой, дабы удержать клиентов. Однако по сравнению с IV кварталом прошлого года рынок вновь продемонстрирует отрицательный результат.