Аркадий Пекаревский: причины роста цен на продукты

Автор фото: globallookpress

Совладелец кондитерской фабрики "Ацтек" Аркадий Пекаревский - о причинах из-за которых растут цены на продукты

Когда–то давно я понял, что реальность за дверью кабинета очень часто бывает бесконечно далека от наших представлений о ней. Одна из обсуждаемых тем в последнее время — это рост цен на продукты питания. Как вы уже догадались, ситуация с ценами пока еще далека от официально озвучиваемой.
Безусловно, общую картину с подорожавшими продуктами понять сложно, но, как известно, дом состоит из кирпичиков. Про один такой "кирпичик" могу рассказать со всей ответственностью. Давайте рассмотрим такой продукт, как миндальный орех, это основное сырье для производства марципана, которым занимается наш завод. Основные поставщики этого сырья — Канада и США. Что же с ним произошло после введения антисанкций? Раньше орех стоил на рынке примерно 350 – 370 рублей за килограмм. Что мы имеем сейчас? Примерно 550 рублей за килограмм. С математикой у читателей, уверен, все в порядке.
Но всегда важно понять, почему так происходит. По мнению участников рынка, цена сейчас завышена спекулятивно. К сожалению, есть много людей, которые, используя текущие проблемы, хотят дополнительно заработать, вместо того чтобы в тяжелый момент объединиться и поддержать друг друга, принимая разумные решения по ценообразованию. Своими действиями они вызывают необоснованный цепной рост цен на все связанные товары. Отчасти мне это напоминает мародерство. Но это реальность.
Есть еще рост цен в связи с тем, что у поставщиков с других, "разрешенных" рынков и стран цены объективно выше. Но на поиск взаимопонимания, налаживание контактов и поставку от новых партнеров уходит несколько месяцев, и понятно: все, что продавалось в последние месяцы, — это старые запасы, купленные по старым ценам. Есть, правда, надежда, что спустя несколько месяцев, когда все–таки будут открыты альтернативные рынки миндаля (если они существуют), цены упадут. Но когда и в каком объеме, никто не может сказать. Хотя еще есть надежда, что некоторые антисанкции подкорректируются.
Конечно, миндаль не самый насущный продукт, и разумеется, все мы должны сплотиться в "едином порыве" и вместе "держать удар", но более глубокий анализ показал одну очень интересную вещь: основной экспортер миндаля — США. Они продают примерно 1 млн т миндаля в год, из которых на Россию приходится примерно 20 тыс. т, то есть для них запрет поставок в нашу страну — не более чем легкий комариный укус. Пикантность ситуации в том, что для нас это 95% импорта, потому что в России миндаль не растет. Кстати, в дружественном Китае мы пока необходимое сырье не нашли. В данном конкретном случае смысл антисанкций с последовавшим ростом цен в России мне совсем непонятен…
Я обратился к нашему бизнес–омбудсмену Борису Титову с просьбой объяснить в соответствующих инстанциях эту ошибку и скорректировать данное решение по запрету ввоза миндаля. Посмотрим на результат, ведь здравый смысл тоже никто не отменял.