Петербургские рекламщики просят Георгия Полтавченко не разрушать рынок наружной рекламы

Автор фото: Яковлева Елена

Игроки петербургского рынка наружной рекламы, испугавшись решения Смольного сократить количество рекламных конструкций с 9,5 тыс. до 536, согласились провести торги по урезанной на треть схеме размещения, на которую они жаловались в УФАС.

Вчера операторы петербургского рынка наружной рекламы направили коллективное письмо губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой отменить положения ГОСТа "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений". Согласно этому документу петербургский комитет по печати разработал проект схемы размещения наружной рекламы, опубликованный в октябре этого года.

Старая новая схема

Предприниматели просят либо ввести мораторий на любые изменения на рынке (в частности, снос конструкций) до выхода нового технического регламента, который планируется в феврале, либо провести торги согласно схеме размещения, выпущенной в апреле. Как уже писал "ДП", в сентябре 2014 года УФАС по Петербургу отменила проведение торгов за право аренды рекламных конструкций на 10 лет по требованию операторов рынка. Тогда на условия конкурса пожаловались ООО "Реклама–Центр" (основная доля принадлежит ЗАО "Адамант") и ООО "РПП "Нева–Спорт" (основной акционер ЗАО "Постер"). Причиной недовольства участников рынка стало сокращение числа выставленных на торги конструкций на 2,4 тыс. — почти 30% рынка.
Ответом Смольного стал проект новой схемы, составленный по условиям того самого ГОСТа, согласно которому в Петербурге право на размещение сохранилось за 536, а без учета афишных стендов — за 180 рекламными конструкциями. Под угрозой почти полного уничтожения рынка его участники готовы согласиться на проведение торгов по схеме, которая несколько месяцев назад стала причиной жалоб в антимонопольную службу. Участники рынка уверяют, что обязательное введение ГОСТа, соответствие которому обычно добровольно, полностью разрушит рынок, объем которого "ЭСПАР–Аналитик" оценивает в 5 млрд рублей.
"Для Петербурга 9,5 тыс. конструкций — обоснованная цифра", — говорит гендиректор ГК "Постер", президент Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга Кирилл Опарин. Он поясняет, что, если в городе останется 536 рекламных мест, лоты на аукционах формировать не будут, конструкции распродадут по одной, и покупателями могут стать рестораны или бизнес–центры неподалеку от стенда, — сетевой рынок наружной рекламы исчезнет.

Торги по–старому

"Мы считаем, необходимо взять паузу до февраля, когда ожидается новый техрегламент, или провести торги по апрельской схеме, — соглашается Владимир Рябовол, глава петербургского филиала Russ Outdoor. — Торги принесли бы в бюджет города 18–20 млрд рублей прибыли". Он добавляет, что помимо рекламных щитов по ГОСТу придется снести 1702 остановки общественного транспорта и эти затраты понесет бюджет, потому что местные операторы рынка неизбежно обанкротятся. "Я бы не разбрасывался миллиардами сейчас, при дефиците бюджета, — поддерживает предпринимателей депутат ЗС Петербурга Константин Сухенко. — Этот конфликт тлеет более года, и я надеюсь, что смена руководства комитета по печати на этот раз принесет позитивные результаты".
Затраты города на демонтаж ставших незаконными конструкций (их около 12 тыс.), по расчетам Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга, составят 130–140 млн рублей в течение 2 лет.
Председатель совета директоров ООО "Реклама–Центр" Евгений Гуревич отмечает, что по закону о защите конкуренции для участников одного рынка нельзя устанавливать разные законы, а значит, если добровольный ГОСТ станет обязательным для Петербурга, в других регионах придется закрепить те же стандарты. При этом около 90% рекламных конструкций страны не соответствуют ГОСТу — разработан он был для загородных автострад. "К тому же, если исчезнет легальный рынок, резко возрастет число незаконной рекламы и отрасль станет неконтролируемой", — говорит Евгений Гуревич. Операторы наружной рекламы также апеллируют к тому, что крах их отрасли повлечет за собой снижение выручки дизайн–студий, полиграфических и металлообрабатывающих фирм, сократится число социальной рекламы — по действующим нормам ей будет отведено 25 щитов. Президент общественного совета по рекламе Петербурга Сергей Пилатов рассчитывает на помощь ФАС в решении конфликта, отмечая, что служба уже занимается этой проблемой. "То, что происходит, настолько катастрофично, что вызывает ощущение нереальности", — заключает он.