Промстройальянс не смог отсудить у города 113 млн рублей за причал у особняка Путилова

Автор фото: Ваганов Антон
Особняк А. И. Путилова. Просп. Динамо, 2, литера Б.

"Промышленно-строительный альянс", принадлежащий петербургскому девелоперу Вячеславу Журкевичу и совладельцу "Орими трейд" Ивану Тюшкевичу, реконструировал под гостиницу особняк Путилова на Крестовском острове. Заодно отремонтировал и причальную стенку, но в собственность ее получить не сумел.  Теперь девелоперы судятся со Смольным, требуя от города компенсацию потраченных 113 млн рублей.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал ООО "Динамо" в иске к КУГИ о взыскании 113,7 млн рублей в качестве компенсации затрат на строительство набережной Малой Невки перед особняком Путилова (проспект Динамо, 2, на Крестовском острове). Этот особняк 1908 года постройки, ранее использовавшийся под лабораторию НИИ Физкультуры, компания реконструирует сейчас под апарт-отель.
ООО "Динамо", по данным СПАРК, принадлежит по 50% владельцу петербургского холдинга "Промышленно-строительный альянс" Вячеславу Журкевичу и совладельцу чайной империи "Орими-Трейд" Ивану Тюшкевичу.
Особняк площадью 1,7 тыс. м2 с флигелем площадью 373 м2 на участке площадью 2,8 тыс. м2 был передан на реконструкцию постановлением правительства Петербурга в 2007 году. Изначально инвестором выступило ООО "СоюзГенСтрой", входящее в промышленную группу "Союз", которое  хотело сделать на месте особняка гостиницу на 27 номеров. Но в 2008 году проект был уступлен "Промстройальянсу", который теперь делает люксовый апарт-отель на 4 номера.
По условиям инвестиционного соглашения с городом инвестор должен был перечислить на развитие городской инфраструктуры около 30 млн рублей, реконструировать здания, находившиеся в аварийном состоянии, сохранив их культурно-историческую ценность а также за свой счет провести благоустройство территории на сумму не менее 7 млн рублей в ценах 2000 года (около $250 тыс.).  
Примечательно, что с 1995 года объект являлся памятником архитектуры федерального значения, но в октябре 2008 года (после смены инвестора) постановлением Правительства РФ из реестра был исключен. При этом за ним был сохранен статус памятника местного значения, поэтому проект реконструкции до августа 2009 года согласовывался с КГИОП.
В 2010 году проект прошел Главгосэкспертизу и КГА и получил разрешение на строительство. В апреле 2011 года "Динамо" получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, как заявили представители компании в суде, в ходе реализации проекта была проведена реконструкция набережной Малой Невки, на которой обустроен гранитный причал для океанских яхт, что не было предусмотрено проектом изначально. Для обеспечения возможности швартовки VIP-судов было также проведено дноуглубление. Общие затраты на обустройство набережной и причала компания оценивает в 113,7 млн рублей. Общий объем инвестиций в реконструкцию самого особняка инвестор не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. По оценке Knight Frank, вложения могли составить 130-180 млн рублей (60-90 тыс. рублей за 1м2), после чего рыночная стоимость объекта может составлять 300-400 тыс. рублей за м2 (600-800 млн рублей).
По данным суда, инвестор рассчитывал, что получит причал в собственность, так как он находится на участке, переданном в аренду под инвестпроект. Проект реконструкции причала также был согласован с КГИОП. Однако по Водному Кодексу РФ строительство частной недвижимости на водном объекте запрещено, поэтому VIP-набережная была признана объектом общего пользования и осталась в собственности города.  
Тогда "Динамо" потребовало в суде от Смольного возместить потраченные на обустройство причала деньги. Однако суд первой инстанции обратил внимание, что инвестор не мог не знать о том, что написано в Водном Кодексе, а значит, его интерес "не подлежит судебной защите", и в иске отказал.
Компенсация затрат, решил суд, была бы возможна, если бы город заключил с компанией госконтракт на соответствующие работы. А если разрешить инвесторам проводить благоустройство самостоятельно, а потом взыскивать с города затраты, это откроет дорогу всевозможным злоумышленникам, которые будут пользоваться этой лазейкой для "извлечения прибыли из госбюджета в обход закона о госзакупках".
"Но ведь мы согласовали берегоукрепление с городскими комитетами, получили все разрешения", — говорит руководитель проекта ООО "Динамо" Дмитрий Юрков. По его словам, компания готовит апелляционную жалобу.