Партнер "220 Вольт" Алексей Фёдоров: почему цены в рознице не растут

Автор фото: globallookpress

Партнер "220 Вольт" Алексей Фёдоров - о том, почему участники розничного рынка не повышают цены, несмотря на рост курса доллара.

В связи с повышением курса доллара стало очевидно, что после кризиса 2008 года в головах предпринимателей произошла метаморфоза. Во время прошлого кризиса все участники розничного рынка (по крайней мере, рынка электроинструментов и садовой техники) звонили друг другу буквально ежечасно и спрашивали: "Ты повысил цену? Нет? А когда планируешь? Насколько вырастет цена?"
Все обменивались друг с другом так называемыми валютными оговорками, особенное распространение эта практика получила во взаимоотношениях поставщиков с гипермаркетами. В валютных оговорках фиксировалось, что при повышении курса доллара на определенную величину покупатель обязан оплатить сделку поставщику по текущему курсу. Официально цены в иностранной валюте запрещены, и мы действительно не устанавливаем цены в долларах и евро. Однако игроки придумали схему, по которой работали все. В договоры вносились дополнительные ковенанты, которые предполагали, что после поставки товара цена на него может меняться в зависимости от курса.
Сегодня же на рынке тишина. Цены никто не меняет, нет звонков и валютных оговорок. Прошло больше 3 месяцев, курс доллара изменился на 20% (с 34 до 40 рублей). Закупка импортных товаров осуществляется в иностранной валюте, а это значит, что тратить на закупку предприниматели стали на 20% больше. Однако после ожидания розничные и даже оптовые цены были изменены всего на 5–6%.
В этой ситуации потребителю повезло больше всех: он выигрывает в цене до 15%. Российский рынок оказался крайне эластичным. На мой взгляд, такая реакция лежит исключительно в плоскости психологии: если бы такой валютный кризис произошел в России впервые, продавцы и производители реагировали бы так же, как в 2008 году, — паникой. Мы с вами видели, как много компаний обанкротилось в тот период, резко повысив цены в погоне за курсом и потеряв сбыт. Сейчас никто так делать не хочет, все пытаются удержать свою долю рынка.
Особенно нелегко приходится компаниям, которые работают с гипермаркетами. Договор с крупными площадками подразумевает обязательство сообщать о повышении цен как минимум за 3 месяца. Еще какое–то время зарезервировано на рассмотрение уведомления и принятие сетью решения. Только после этого гипермаркет фиксирует обновление цены. Фактически это означает, что покупатель, который приходит в гипермаркет, может купить товар на 20% дешевле, чем он стоит у других продавцов. Подтверждение этому — ситуация на "Яндекс.Маркете". Там цены на конец сентября — начало октября оказались очень далеки от так называемых минимальных цен, рекомендованных производителями. Общепринятая в Европе практика выравнивания цен в нашей стране не работает. В России к рекомендованному производителем минимальному прайсу относятся своеобразно, считая его пережитком прошлого.
Наша компания работает и с российскими производителями, которым рост цен на импортные товары только на пользу, но, если говорить о рынке в целом, желание быть ближе к потребителю и не потерять свою долю вынуждает бизнес играть по новым правилам. Очень часто себе в убыток. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что сегодня рынок принадлежит покупателю.