Глава "Тиккурила": "Политика нам не помешает"

Автор фото: Ковалев Петр

Гендиректор российского представительства «Тиккурила» Илари Хююрюнен рассказал, чем рынок краски в нашей стране отличается от европейского, и почему в Финляндии не продают краски эконом-класса, а в России они занимают 40 % рынка.

Компания "Тиккурила" вышла на российский рынок еще в советские годы, а первая производственная площадка компании открылась в России в 1995–м. Что сейчас представляет собой российское подразделение компании?

— Сейчас у нас три производственные площадки в Петербурге и одна в Старом Осколе, а также два логистических центра (петербургский и московский) и торговые представительства в восьми российских городах.
Что касается наших финансовых результатов, то здесь картина противоречивая. В евро в первом полугодии было отмечено падение прибыли, а в рублях, наоборот, рост. Это связано с колебаниями валютных курсов в последнее время. На самом деле у нас стабильное положение: нет ни существенных скачков, ни падений.

Объемы производства и продаж растут?

— Не скажу, что рост значительный. Рынок лакокрасочной продукции сейчас более–менее стабилен. Объем российского рынка декоративных лакокрасочных материалов (ЛКМ) — 609,9 млн л краски в год. Из них доля "Тиккурилы" составляет 17 %.

Россия — самая крупная производственная площадка вашей компании?

— Производство "Тиккурилы" в России — крупнейшее в концерне. Общий объем производства в России на 75 % больше, чем в Финляндии, в 2 раза больше, чем в Польше, и в 3 раза больше, чем в Швеции. Российское подразделение обеспечивает компании 200 млн евро выручки — это 30 % от всей выручки "Тиккурилы" в мире.

В какие страны идет экспорт краски, произведенной в России?

— У России выгодное географическое положение для продаж нашей продукции в странах СНГ — это основа нашего экспорта из России. Кроме того, в самой России большой потенциал для развития лакокрасочного производства.
Если в Западной Европе на душу населения приходится в среднем по 12 л краски в год, то в России — 4–6 л. Так что есть куда расти. Жилья в России строится много, и я думаю, что ваша страна догонит Европу по потреблению ЛКМ.

Этому не помешает падение покупательского спроса, которое наблюдается в последние пару лет, политическая нестабильность?

— Текущая политическая обстановка пока никак не сказалась на нашем бизнесе. Надеюсь, что и не скажется.
Конечно, условий для роста покупательской активности населения это не создает. Но я не вижу потенциальных угроз рынку ЛКМ и в частности нашей компании. Даже если будет некоторый спад на рынке лакокрасочной продукции, это нас не затронет. Мы активно продвигаем свою продукцию, стараемся максимально привлекать местных поставщиков сырья. Сейчас локализация производства у нас составляет 50 %.

Планируете ли в ближайшие годы наращивать объемы производства?

— Нет, в ближайших планах этого нет. Конкуренция на рынке лакокрасочной продукции довольно высокая. Здесь есть местные компании, есть международные, которые открыли свое производство. Конечно, нам хотелось бы иметь производственные площадки не только в западной части страны, но и в восточной, и в центре. Но это точно не перспектива ближайших лет.

Каковы актуальные тенденции рынка ЛКМ?

— Самая главная — это внимание населения к экологии. На первое место выходят краски на водной основе — они в России уже составляют 60 % рынка. А в продукции "Тиккурилы" даже больше — 70 %. Растут стандарты качества ЛКМ. Потребители обращают внимание на это. Но продукция низкого ценового сегмента все же занимает около 40 % российского рынка.
К сожалению, многие продукты из этого сегмента не соответствуют даже базовым требованиям качества. Часто качество краски оказывается хуже, чем указано на банке. Информацию по безопасности ЛКМ для здоровья потребителя на этикетке вообще не найти. Например, многие производители используют пигмент с содержанием хромата свинца. Он очень вреден для здоровья, во многих странах его применение вообще запрещено. Но в России — нет. И этим пользуются многие производители, что позволяет им снизить себестоимость изготовления краски, к тому же хромат свинца обеспечивает ее хорошую кроющую способность.
Мы отказались от использования сырья с содержанием хромата свинца, заменили его более дорогостоящими, но более экологичными компонентами. Хотя в России на экологичность обращают меньше внимания, чем в Европе, но значение этого качества краски здесь в последнее время очень сильно выросло.
"Тиккурила" инициировала создание в России Ассоциации качества красок, которая будет классифицировать ЛКМ по качеству и экологичности. Логотип, размещенный на банке с краской, будет означать, что данный продукт соответствует определенному уровню качества.

Говорят, финские производители одежды создают для нашей страны специальные принты — более яркие, чем, скажем, для скандинавских стран. Есть ли такая специфика в ЛКМ? Чем российский потребитель отличается от покупателей из других стран?

— У нас такая широкая цветовая палитра (20 тыс. цветов), что нам не требуется разработка специальных цветов для России. А вот что действительно отличается, так это ценовые предпочтения. Мы выделяем три сегмента по качеству и стоимости продукции: высокий, средний и низкий.
В скандинавских странах, и в частности в Финляндии, в продаже просто отсутствуют средний и низкий сегменты. Вся краска, которая продается там, — премиального качества. В остальной Европе большая доля приходится на средний сегмент, доля премиального ниже.
В России же очень большую долю рынка занимает эконом и средне-низкий. Но я все же считаю, что премиальный сегмент ожидает большой рост.

С чем связано такое убеждение?

— Люди видят разницу в качестве и постепенно понимают, что краска более высокой категории в конечном счете выгоднее для них.
В продуктах эконом-сегмента расход примерно 1 л на 2–3 м2, а у более дорогих качественных материалов — 1 л на 6–10 м2, в зависимости от продукта. В Финляндии загородные дома окрашивают раз в 10 лет, а в России — каждый год. Это говорит о качестве краски, которую используют в России.

Насколько часто компания обновляет ассортимент?

— Мы его постоянно обновляем, поэтому не могу сказать, сколько новых продуктов внедряется ежегодно. Например, недавно мы вывели на рынок краску, которая выглядит как обои и таким образом заменяет их при проведении ремонта. Это важно для тех клиентов, которым больше нравятся оклеенные обоями стены, а не покрашенные. Наносить краску легче, чем обои. Поэтому такой продукт пользуется большой популярностью.
Лакокрасочный бизнес довольно консервативен. Здесь трудно придумать что–то принципиально новое. Поэтому такие продукты появляются редко и не всегда сразу завоевывают рынок.
Например, в России настороженно относятся к эмали на водной основе, так как местный потребитель считает, что если у эмали нет специфического резкого запаха, то здесь что–то не так. Это предубеждение мы стараемся рассеивать.
Думаю, как раз продвижение нашей инновационной для России продукции и будет главной задачей компании на ближайшее время.