Зарубежные IT-компании могут полностью отказаться продавать свою продукцию в России

Автор фото: globallookpress

Власти РФ собираются решить проблему импортозамещения в IT тем же методом, что сейчас широко применяется в других отраслях, — барьерами для иностранной продукции. В ответ западные компании могут полностью отказаться продавать свою продукцию в России

Зарубежные IT–компании могут лишиться шансов на поставку софта в госорганы и госкомпании РФ, если на продукцию найдутся аналоги из России, Белоруссии или Казахстана. Это лишь одна из мер поддержки российских производителей ПО, принятая на заседании временной комиссии при Совете Федерации. Комиссия собрала представителей Минкомсвязи, Минэкономики и отечественных IT–ассоциаций.
Ожидается, что уже к концу октября будет готово постановление об ограничениях для иностранцев в области IT.
Совсем недавно против такого запрета высказался глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он выразил опасения, что это может привести к ответным мерам — полному отказу иностранных разработчиков продавать ПО в Россию.

Инициаторы

Впервые идею запрета сформулировали в комиссии при Госдуме 2 недели назад. Там предложили в качестве красной карточки демонстрировать иностранным IT–производителям наличие двух отечественных аналогов ПО. Чтобы оформить это на законодательном уровне, надо внести поправки в законы о госзакупках (44 и 223), составить реестр российских IT–продуктов. Если в нем обнаружатся два и более российских аналогов, подходящих по условиям конкурса, то иностранный продукт к этому конкурсу допущен не будет. Если аналогов не найдется, зарубежный товар можно купить, но с публичным обоснованием решения.
Разработчик ПО считается российским, если как минимум половина компании принадлежит россиянам, причем не имеющим двойного гражданства. В Госдуме предложили применить санкции не только к западному софту, но и к оборудованию в сфере IT и телекома.

Запрет — не стимул

Хотя в обсуждении новых мер участвовали IT–ассоциации, большинство опрошенных "ДП" IT–разработчиков выступили против изменений. Они заявили, что протекционистские меры должны носить стимулирующий, а не запретительный характер.
Александр Егоров, генеральный директор компании "Рексофт", уверен, что российское программное обеспечение может эволюционировать только в условиях здоровой конкуренции: "Искусственные барьеры для иностранного ПО в России навредят и пользователям, и производителям программных продуктов. Отсутствие конкуренции всегда порождает некачественные изделия и услуги".
Генеральный директор "Корус Консалтинг" Сергей Карпуничев отмечает, что во многих государствах протекционизм реализуется более мягкими мерами, а запретительные режимы никак не будут мотивировать развитие отечественных разработчиков.

Практика расходится с теорией

Участники IT–рынка подчеркивают, что нельзя говорить об абсолютных аналогах в области программного обеспечения.
"Операционная система Linux является аналогом Windows, но в массе случаев замена одной системы на другую неприемлема, — приводит пример руководитель компании Digital Zone Дмитрий Завалишин. — Теоретически бесплатная публичная программа GIMP является заменой Photoshop, а практически, имея почти идентичную функциональность, она крайне неудобна для тех, кто привык к Photoshop, и этого достаточно, чтобы замена стала малореальной".

Неравномерное развитие

Годовой рынок лицензионного софта в России — $4,9 млрд. Минкомсвязи оценивает долю иностранного софта, который используют в России, в 75%. Независимые оценки этой доли еще выше. Российское ПО в одних секторах рынка представлено очень широко (все, что связано с информационной безопасностью), в других же его почти нет (операционные системы).
Но самое главное, что программное обеспечение не существует в отрыве от аппаратной базы (микросхемы, чипы и т. д.). А в этой области Россия сильно отстала.
"Полноценная организация производства российского оборудования — это огромные финансовые затраты, и за несколько лет изменить ситуацию невозможно", — убеждена Наталья Виноградова, старший аналитик IDC.

Согласия нет

Запрет на госзакупки иностранного ПО при наличии отечественных аналогов — это уже вторая радикальная новация для IT–рынка, предлагаемая за последний месяц. Первая исходила от Минкомсвязи, которое предложило ввести 5 – 10% налоговые сборы с лицензий на иностранное ПО, а на собранные деньги создать фонд объемом около 10 млрд рублей в год для субсидирования российских разработчиков ПО.
Эта идея обсуждалась на прошлой неделе на форуме "Открытые инновации" и отзывы собрала неоднозначные. В компании InfoWatch считают, что создание очередного фонда не имеет смысла, их и так больше десяти, вместо этого нужны конкретные заказы от государства и непрямое финансирование.
Зато Игорь Агамирзян, гендиректор и председатель правления Российской венчурной компании, уверен, что имеющихся фондов не хватает, к тому же все они привлекают частные деньги, а не государственные.
В свою очередь, глава ассоциации "Руссофт" Валентин Макаров уверен, что в области IT никакие санкции применяться не должны. Такое несходство мнений не помешало участникам комиссии сразу после форума утвердить радикальное решение.
Есть много прикладных информационных систем российского производства, которые успешно конкурируют с иностранными на рынке России. Часто это обусловлено их более низкой стоимостью, оперативностью локального сопровождения и поддержкой специфических российских требований, а не технологическим превосходством продукта. Но в ряде случаев можно говорить и о том, что наши продукты ничем не уступают западным аналогам. В целом чем более специфична предметная область, тем больше шансов у национальных производителей по сравнению с иностранными.
Игорь Горьков
гендиректор ЗАО "Петер–Сервис"
Продукты многих отечественных разработчиков ПО уже активно используются не только в РФ и на постсоветском пространстве, но и в странах дальнего зарубежья. Конечно, основная конкуренция со стороны американского ПО, а конкурировать ценой или маркетинговыми бюджетами с американцами почти невозможно. Поддерживать российских разработчиков нужно, но осторожно, так как многие проекты ведутся при участии иностранных партнеров, с использованием иностранных продуктов и технологий.
Сергей Земков
управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России, странах Закавказья и Средней Азии