Первые миллиарды Алексея Полтавченко

Сын Георгия Полтавченко оказался одним из совладельцев ООО "Петербургстрой". Несколько лет назад вокруг этой компании разгорелся скандал из-за строительства бизнес-центра рядом с домом Мурузи, на котором в результате работ появились трещины.

Сын губернатора Петербурга Георгия Полтавченко  Алексей Полтавченко стал совладельцем двух петербургских компаний — в сфере логистики и строительства. Стоимость их активов эксперты оценили в 14 млрд рублей, а доли сына губернатора — в 4,2 млрд рублей. Таким образом, его состояние сразу на 200 млн превысило капитал сына бывшего губернатора города — Сергея Матвиенко, занимающего 107–е место в рейтинге миллиардеров "ДП". Партнерами Алексея Полтавченко являются Ирая Гильмутдинова, супруга основателя СМП Банка Константина Голощапова, а также совладелец "Петрохимоптторга" Олег Баринов. Как отмечают эксперты, деловые успехи детей чиновников, как правило, крепко привязаны к политической судьбе их родителей. Сам Алексей Полтавченко сообщил "ДП", что занялся строительным бизнесом задолго до того, как его отец стал губернатором, — в 2004 году (см. комментарий на стр. 6).

Склады и офисы

Как выяснил "ДП", Алексей Полтавченко (в декабре ему исполнится 29 лет) вошел в состав учредителей двух крупных бизнесов. По данным ЕГРЮЛ, ему принадлежит 32,35% в компании "Инвестбугры" и 22% в девелоперской компании "Петербургстрой".
"Инвестбугры" управляют складским комплексом Saint–Petersburg Terminal Complex (STC) площадью 300 тыс. м2 на участке 54 га на севере Петербурга, между КАД и станцией метро "Парнас". В 2013 году выручка компании выросла на 18%, до 222 млн рублей. Стоимость этого актива, по оценке директора УК DV group Александр Попович, составляет 10 – 11 млрд рублей. Директор "Инвестбугров" Максим Резепов от комментариев отказался.
Что касается компании "Петербургстрой", то летом 2013 года она ввела в строй бизнес–центр "Преображенский двор" на Литейном пр., 26, площадью почти 40 тыс. м2. По оценке директора ГК "Балтийский монолит" Светланы Петровой, стоимость этого здания — около около 3 млрд рублей. "Проект на 30% заполнен арендаторами. Стоимость аренды — 1200 – 1400 рублей за 1 м2", — сообщили в Astera. На первом этаже комплекса находится гипермаркет "Азбука вкуса". Часть площадей арендовал визовый центр Великобритании, переехавший туда в марте этого года. "Срок окупаемости здания при таком уровне цен и хорошей заполняемости составит 7 – 9 лет", — говорит Светлана Петрова.
По данным отчетности, выручка "Петербургстроя" в 2013 году составила 7,8 млн рублей. В компании также от комментариев отказались. Напомним, что в 2007 году строительство "Преображенского двора" сопровождалось скандалом: при сносе общежития Минобороны, которое находилось на этом месте ранее, пострадал соседний памятник — дом Мурузи. Смольный застройщика осудил, но никаких серьезных последствий для него этот инцидент не имел. Также участники рынка рассказали, что буквально 2 месяца назад одной из компаний владельцы бизнес–центра задолжали деньги за услуги и пытались отделаться от кредитора, бравируя статусом некоего нового партнера. Однако инцидент был исчерпан, так как долг выплачен.

Младший партнер

Партнерами Алексея Полтавченко в бизнесе являются Ирая Гильмутдинова, супруга основателя СМП Банка Константина Голощапова (вторым основателем банка был Аркадий Ротенберг, а его брат Борис позже выкупил долю Голощапова в бизнесе), и совладелец "Петрохимоптторга" и комплекса Nova Arena на территории Муринского парка Олег Баринов (см. схему). У Ираи Гильмутдиновой и Олега Баринова есть и другой общий бизнес. А компании "Кардинал" и "Новый континент", в которых они являются совладельцами, зарегистрированы на ул. Куйбышева, 21А, там же, где "Инвестбугры" и "Петербургстрой".
Связаться с партнерами Алексея Полтавченко не удалось. Известно, что семью Голощапова и Гильмутдиновой связывает с семьей Полтавченко и участие в жизни Русского афонского общества. Общество организует туры на греческую гору Афон и занимается благотворительностью. Константин Голощапов — один из учредителей общества вместе с вице–губернаторами Петербурга Игорем Дивинским и Василием Кичеджи. Попечителем является Георгий Полтавченко.
Алексей Полтавченко до 2012 года работал топ–менеджером в греческой компании Aktor, которая вынашивает идею строительства в Левашово под Петербургом мусороперерабатывающего завода стоимостью 9 млрд рублей, однако к этому проекту он отношения не имеет. В прошлом году проект оказался под угрозой срыва, поскольку инвестор отказался строить его самостоятельно. Но на ПМЭФ–2014 было заявлено, что партнером греков в проекте выступит банк "ВТБ". Участие в "мусорном" проекте обойдется банку "ВТБ" в 1,53 млрд рублей. По данным "ДП", закрытие сделки с банком намечено на 9 декабря. Строительство завода должно стартовать в начале 2015 года.

Отцы и дети

Алексей Полтавченко поддержал славную традицию детей первых лиц региона создавать в Петербурге и Ленобласти успешный бизнес. Начал ее Сергей Матвиенко (№ 107 в рейтинге миллиардеров "ДП" с состоянием 4 млрд рублей) — сын экс–губернатора города Валентины Матвиенко. Он всегда подчеркивал, что на деловом поприще всего добился сам. Пик его успехов пришелся на 2003 – 2011 годы. Тогда принадлежащее Сергею Матвиенко ЗАО "Империя" объединило активы и проекты общей стоимостью 30 млрд рублей. Но за 3 года после перехода Валентины Матвиенко на работу в Совет Федерации ее сын растерял почти все активы.
Проблемы с бизнесом возникли у сыновей экс–губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, покинувшего пост в 2012 году. ГК "ЭФЭСк" (там есть доля у Вадима Сердюкова), которая раньше получала все крупнейшие энергоконтракты Ленобласти, в 2013 году не была даже допущена ни к одному из 11 региональных конкурсов на сумму 15 млрд рублей.
"Успехи детей чиновников в бизнесе часто достигаются при поддержке родителей. Причем даже не надо вмешиваться — достаточно имени", — говорит депутат ЗС Борис Вишневский. Но удержать такой бизнес на плаву после ухода родственника из власти могут единицы.
Интересно анализировать условия, в которых может развиться бизнес чиновника. Семьи Собчака и Яковлева не сделали крупного бизнеса. Первый по характеру был не бизнесмен, второй руководил городом в очень конкурентной среде. При Матвиенко бюджет вырос в 5 раз и появились условия для привилегированных бизнесменов. Георгий Полтавченко тоже не бизнесмен. Но, думаю, он испытывает большое давление со стороны бизнес–групп, которые ему помогали. Может, кто–то из этих людей попробует получить дивиденды, в том числе привлекая к сотрудничеству его сына.
Владимир Васильев
политолог, политический психолог
В том, что дети чиновников идут в бизнес, и в том, что отцы поддерживают детей, я лично ничего плохого не вижу. Это абсолютно естественно. Все своим детям помогают. Просто у банкира или депутата больше возможностей. Настораживать общественность должны лишь те ситуации, когда бизнес детей чиновников неимоверно набирает обороты при их откровенной поддержке. Такие эпизоды должны становиться предметом расследования соответствующих органов. Но не все бизнесы именно такие.
Алексей Ковалев
депутат ЗС