Кремль нажимает на газ

Автор фото: Никольский Алексей/ ТАСС

 Украине приходится соглашаться с ценой на газ в $385, которую предложила Россия. Москва снова решила газовый вопрос в свою пользу, но в этот раз заставить Киев пойти навстречу российским интересам может не выйти, считает редактор dp.ru Сергей Гуркин.

Вконце прошлой недели лидеры России, Украины и ЕС снова обсуждали "украинскую проблему". Точнее, проблем уже две. Во–первых, несмотря на перемирие на Донбассе, обе стороны ведут боевые действия. Во–вторых, скоро в Киеве выпадет снег. В украинских городах еще не топят. Обогреватели раскупили в середине лета. Зима ожидается холодная, газа Киев не закупил ни кубометра, денег у него нет. Последствия предсказуемы: с одной стороны — мерзнущие люди, с другой — народное недовольство, с третьей — воровство транзитного газа. Все в убытке.
Если по политической и военной частям проблемы (откажитесь от антирусской риторики, пойдите навстречу ополченцам) Москве так и не удалось донести свою позицию, то газ — это наш конек. Тут Москва диктует правила игры, и никто из европейских лидеров не владеет предметом на таком уровне, как президент России. Владимир Путин объяснял Ангеле Меркель проблему с ручкой и листом бумаги. На всех встречах сначала обсуждали энергетику и только потом — политику. По понятным причинам ЕС тоже интересно, будет ли газ. Из уст Путина прозвучало прямо: больше ничего в долг Украина не получит, а вы, граждане европейцы, в ответе за тех, кого приручили. В том числе — в финансовом ответе. Собирайте передачку в Киев.
О цене договорились: $385, как для Китая. На треть дороже, чем при Януковиче. По неформальным данным, результаты переговоров украинские дипломаты комментируют матом. Если Украина не начнет платить, газа она не получит, а если начнет отбирать европейский, то труба будет перекрыта. Платить придется. Но проблема для Москвы в другом. Раньше газовый вопрос был одним из аргументов, которые использовали, чтобы договориться. Мы, мол, идем навстречу вашим интересам и снижаем цену, а вы идите навстречу нашим интересам. Обычно это работало, а теперь может не сработать: заплатить заплатят, а на компромисс не пойдут. Экономически будет одержана победа, а политически случится поражение. Возможно, Кремлю следовало бы как–то расширить арсенал аргументов.