Мощные факторы

В последние годы сегмент страхования городских инфраструктурных объектов Петербурга — дорог, мостов и развязок — рос на 15–20% в год, но в перспективе страховщики не ждут положительной динамики.

Сегмент страхования объектов городской инфраструктуры всегда был интересен крупным страховщикам. "Емкость всего рынка страхования строительно–монтажных рисков (СМР) Петербурга и Ленинградской области может быть оценена на уровне 1,5–2 млрд рублей, а на страхование инфраструктурных проектов приходится порядка 60–70%, — полагает директор филиала САО "Гефест" в Санкт–Петербурге Анатолий Кузнецов. — Как правило, это самые дорогостоящие и технически сложные объекты. Согласно практике "Гефеста", наиболее крупные суммы возмещений выплачивались по дорожным объектам — тоннелям, мостам".

Под защитой

В рамках программ страхования СМР защитой обеспечиваются в основном различные объекты строительства, например, эстакады, развязки, участки дорог.
Как правило, компании страхуют СМР (имущество), а также свою ответственность перед третьими лицами. В первом случае под защитой оказываются сами объекты строительства или реконструкции, включая строительные материалы, а также оборудование и техника. По полисам страхования ответственности предусмотрена защита от рисков, касающихся имущественных интересов клиента: если что–то случится на стройке, он будет обязан возместить ущерб, причиненный третьим лицам при проведении строительно–монтажных работ.
"Требования страхования обычно прописываются в договоре, который заключается заказчиком — администрацией или иным госорганом — и подрядчиком", — отмечает Алина Кунакова, заместитель директора филиала "РЕСО–Гарантия" в Санкт–Петербурге.

От всего

"В рамках страхования СМР договор заключается обычно с покрытием "от всех рисков" — такой вариант включает практически все непредвиденные события, кроме особо оговоренных (например, обычно исключается ущерб, возникший вследствие ошибок в проектировании, этот риск можно включить в договор дополнительно)", — обращает внимание Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование".
По словам гендиректора страхового общества "Помощь" Александра Локтаева, в Северо–Западном регионе наиболее крупными и сопряженными с большими вероятными рисками являются такие проекты, как продолжение строительства Западного скоростного диаметра, реконструкция трассы "Скандинавия" (М–10, А–181), строительство порта "Бронка", возведение новых участков петербургского метро. "Большую долю петербургского рынка занимают также опасные производственные объекты "Водоканала", который должен страховать свою ответственность в соответствии с законом об ОПО (страхование опасных производственных объектов), так как очистные сооружения используют химикаты", — добавляет Алина Кунакова.
"Страховая защита, как правило, приобретается на период строительства объектов в рамках договоров страхования СМР, а после сдачи в эксплуатацию средства из бюджета выделяются уже не на страхование, а на их содержание", — объясняет замдиректора петербургского филиала ОАО "СОГАЗ" по корпоративным продажам Игорь Иноземцев. Балансодержатель обычно ликвидирует ущерб, нанесенный в процессе эксплуатации объекта, либо своими силами, либо силами подрядчиков, которые привлекались для строительства.

Сложные конструкции

"Страхование действующих городских объектов — мостов, развязок, дорог — почти не практикуется. В редких случаях, когда отдельные объекты, в том числе дороги, передаются в ведение коммерческих организаций, намечается тенденция, когда новые собственники страхуют свои финансовые риски, — отмечает Игорь Иноземцев. — Такое страхование целесообразно. Страховка может себя оправдать, когда речь идет о сложных инженерных конструкциях, например вантовых мостах. Для регионов, подверженных стихийным бедствиям, это особенно актуально, тем более что стоимость страхования уже построенных объектов значительно ниже, чем на период строительства".
По статистике страховых возмещений "Гефеста", 54% выплат возмещается по рискам стихийных бедствий и природных катаклизмов, 26% — по рискам просадки грунта во время сооружения тоннелей и подземных объектов, 9% — в связи с повреждениями из–за непреднамеренного нарушения норм и правил производства работ.
"Страхование инфраструктуры — один из самых дорогостоящих сегментов СМР. Стоимость страхования в среднем составляет около 0,4 –0,6% от контрактной стоимости объекта, — отмечает Виталий Овсянников. — Причина в высокой сложности таких объектов, большой частоте страховых случаев".
Несмотря на госзаказ, в том числе в сфере дорожного строительства, игроки рынка не ожидают выраженной динамики роста рынка в 2014–2015 годах. Причины в снижении экономической активности и сокращении числа строящихся объектов.

Прогнозы

"Добавился мощный негативный фактор — в июле 2014 года правительство решило отказаться от возмещения затрат на страхование в капитальном строительстве, которые ранее составляли 1% от общей строительной сметы. Это повлечет за собой исключение требований к страхованию СМР объектов строительства по государственному и муниципальному заказу и, как следствие, падение страховых сборов", — полагает директор филиала ОСАО "Ингосстрах" в Санкт–Петербурге Владимир Храбрых.
При относительно благоприятной ситуации с убыточностью продолжает снижаться и уровень тарифов, добавляет он. Так что по итогам 2014 года сборы снизятся на 10–15%, а в 2015 году в силу неблагоприятных прогнозов макроэкономической ситуации — еще на 15–20%.
"В то время как последние годы данный сегмент рынка показывал ежегодный прирост на 15–30%, по итогам 2014 года снижение составит около 15–20%. В 2015 году — около 50%", — сетует Анатолий Кузнецов.