"Деловой Петербург". Мясные короли уходят

Автор фото: Яковлева Елена

Холдинг "Мираторг" уходит из розничной торговли в Петербурге, закрывая последние пять фирменных супермаркетов. По словам экспертов, причиной неудачи проекта стали неопределенная концепция, несбалансированность ассортимента и неконкурентые цены.

О закрытии магазинов компания сообщила в письме контрагентам и поставщикам, подписанном руководством Северо–Западного отделения ООО "ПродМир", управляющим магазинами "Мираторг" в России. Еще в начале года в Петербурге работало 10 магазинов, в течение ноября закроются последние магазины сети.
"Холдинг фокусируется на повышении операционной эффективности сети фирменных супермаркетов и принимает решения по каждой торговой точке в регионах на основании анализа конкурентной среды и ожидаемых показателей, — комментируют в компании. — При этом "Мираторг" продолжит наращивать объемы производства птицы, свинины, говядины".

Неясная концепция

ООО "ПродМир" управляет супермаркетами и мини–маркетами "Мираторг" во всей России: в Москве работает 11 супермаркетов и несколько мини–маркетов, также сеть была представлена в Тольятти, Самаре, Нижнем Новгороде и других городах, однако в последние месяцы большая часть магазинов сети закрылась.
Агропромышленный холдинг "Мираторг" входит в число крупнейших производителей и поставщиков мяса на российском рынке. Оборот холдинга, который специализируется на производстве мяса полного цикла, — 53,7 млрд рублей за 2013 год, и, по данным холдинга, за 9 месяцев 2014 года все основные показатели производства выросли на 7–10% в натуральном выражении. При этом несколько лет назад компания планировала открыть 60 магазинов по всему Северо–Западу, а еще год назад — довести собственную торговую сеть за 3 года до 1 тыс. магазинов.
Генеральный директор ИА " InfoLine–Аналитика " Михаил Бурмистров считает, что главные причины неудачи проекта — неопределенная концепция магазинов, несбалансированность ассортимента и неконкурентые по сравнению с другими крупными участниками рынка цены. "В супермаркетах "Мираторга" был гипертрофирован ассортимент мясной продукции при относительно небольшом выборе всего остального. Так, например, молочная продукция была представлена очень узко, — говорит Михаил Бурмистров. — Компании так и не удалось разработать собственный розничный формат, который отличался бы от конкурентов и был привлекателен для покупателей".
В сети " Азбука вкуса " предполагают, что в закрытии магазинов "Мираторга" не последнюю роль сыграли не самое удачное расположение и сложное конкурентное окружение.

Конкуренция и цены

Как рассказал "ДП" один из поставщиков супермаркетов "Мираторг", пожелавший остаться неизвестным, места для торговли сеть действительно выбирала не самые удачные. "Например, к их первому магазину на ул. Егорова было трудно подъехать — это улица с односторонним движением", — говорит поставщик.
Кроме того, контрагенты считают, что особенности ретейла, который не является основным бизнесом холдинга, не учитывались его руководством. В оборудование и ассортимент супермаркетов, которые занимали от 800 до 1000 м2, вкладывались слишком большие средства, и в итоге им не удалось перешагнуть порог рентабельности, полагают эксперты. Сыграло свою роль и снижение в последние месяцы покупательной способности населения на 20–25%.
На рынке мясопроизводителей, имеющих свои розничные магазины, также крупным игроком является Великолукский мясокомбинат. В отличие от "Мираторга", эти магазины делают ставку не на универсальность, а на собственную продукцию, добавляя небольшой ассортимент товаров повседневного спроса: хлеб, молоко, кондитерские изделия. В Петербурге работает 154 точки продаж Великолукского мясокомбината, часть из них — автолавки.
Последний формат также использует компания "Петербурженка". Оборот розничного рынка Петербурга в январе–марте 2014 года, по данным комитета по информатизации и связи, составил 225,4 млрд рублей: в денежном выражении больше, чем в соответствующий период прошлого года, но в товарной массе — на 1,3% меньше.
До 80–90% рынка продуктового ретейла занимают крупные сети, и конкуренция среди них в последнее время возрастает из–за снижения покупательной способности населения и роста цен от поставщиков. Особенно заметно возросли цены на мясную и молочную продукцию.