Место бизнеса в культуре

Министерство культуры представило на публичное обсуждение проект закона "О культуре". Многостраничный документ установит немало новшеств, включая, например, налоговые льготы для меценатов, а также отнесение игорного бизнеса к индустрии культуры и творчества.

Законопроект "О культуре" готовился министерством почти год параллельно с "Основами культурной политики", и сейчас выложен на портале обнародования проектов нормативных актов. До этого он обсуждался экспертами, многие из которых возмущались его либеральностью. Тем не менее, он в целом таким и остался.
Главное, что в нем предлагается — закрепить право каждого свободно определять свой образ жизни, свободно осуществлять любую творческую деятельность и создавать культурные ценности на основе "тех или иных ценностей, традиций и верований", и свободно создавать культурные сообщества, как формальные, так и неформальные. Вообще, после крайне бурной активности на ниве защиты традиционных российских ценностей последних лет можно было бы ожидать, что в документе будет что-то такое законодательно провозглашено, но этого нет. Напротив, любая культурная дискриминация запрещается.
Законопроект весьма объемный: он содержит главы не только о культурной политике в целом, но и об охране культурного наследия, (в том числе разделы о порядке проведения экспертизы памятников и археологических изысканий), использовании языков, трудовых отношений с работниками культуры и так далее. Например, для "создателей культурных благ", как именует их законопроект, работающих вне штата, предусматривается введение творческих книжек наподобие трудовых.
Предусматривается закрепление гарантированного уровня расходов на культуру федеральным и региональными бюджетами, рассчитываемого с учетом зарплат в этой сфере и доступности культуры для населения. Самим же музеям и прочим культурным учреждениям повышать цены на билеты будет можно — но если рост цен превысит инфляцию, то с этого дохода придется платить налог на прибыль. Зато платные услуги некоммерческих организаций не будут рассматриваться как предпринимательство.  
Для поддержки культуры предполагается привлекать спонсоров налоговыми льготами. Так, пожертвования на культуру приведут к сокращению налогооблагаемой базы на сумму взносов. Кроме того, в законопроекте указана возможность государства вводить специальные маркированные налоги на содержание культуры.
Среди других нововведений можно выделить обязательство исполнителей указывать на афишах использование фонограммы, обязательство маркировки любой продукции с нецензурщиной, а также порядок финансирования государством кинематографа. На создание "национального фильма" государство может выделить не более 70% сметы, хотя в исключительных случаях сможет и 100%, и на 70% же сможет профинансировать прокат. Участие в международных кинофестивалях оплачивается бюджетом. Чтобы стать "национальным фильмом", нужно, чтобы он больше чем наполовину делался отечественными организациями, иностранцев в съемочной группе было не больше трети, и чтобы там не было нецензурной брани.
Впрочем, без любопытных странностей не обошлось. В список "культурных (творческих) индустрий" — это тоже новинка, виды культурной деятельности, которым государство должно оказывать поддержку и всяческое содействие — чья-то рука наряду с архитектурой, телевидением и даже модой с видеоиграми вписала не только рекламу, туризм и галерейный бизнес, но и почему-то игорный бизнес. За сохранение и развитие которого, как следует из дальнейшего текста, по всей видимости, государству тоже придется нести ответственность.