"Деловой Петербург". Судостроение: пойдем на своем

Автор фото: Коньков Сергей

Отечественные судоверфи неспособны заменить импортные поставки, сейчас до 80% оборудования и технологий закупается за рубежом.

В последние годы многие судовладельцы запустили программы модернизации флота, но теперь из–за санкций теряют привычных иностранных поставщиков. А отечественные судоверфи полностью компенсировать импортные поставки неспособны: даже для строящихся в России кораблей до 80% оборудования и технологий закупается за рубежом.
Гражданские судовладельцы оказались в более выигрышной ситуации: наши верфи строят пассажирские, грузовые и рыболовецкие суда. В этом году должна стартовать десятилетняя госпрограмма утилизации внутреннего флота. Желающим сдать старое судно (старше 30 лет) и разместить заказ на новое на российских верфях государство выделит грант — 10% стоимости заказа. Из бюджета РФ на это выделят по 1,2–1,4 млрд рублей в год. Правда, российские верфи могут изготавливать только 30–50 кораблей в год. А для обновления флота нужно раз в десять больше. Например, износ пассажирских речных судов, которых в России эксплуатируется свыше 600, составляет 83%, а их средний возраст — 30 лет. К тому же большую часть электронной начинки все равно придется импортировать.
Многие типы оборонных и нефтепромысловых кораблей у нас и вовсе не строятся. Раньше мы закупали суда, оборудование, технологии и лицензии в Корее, Китае, Японии, Сингапуре, Франции, Финляндии и Германии. Лишившись из–за санкций половины поставщиков, судовладельцы отправились на наши верфи. Петербургские Адмиралтейские и Северная верфи, Балтийский и Выборгский заводы готовы взять на себя всю работу с "железом": производить корпуса судов и платформ, винты, цепи. С высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением будет сложнее. Скажем, для создания плавучих буровых платформ или газовозов используются технологии и оборудование из Франции, Японии, Норвегии и США. Значит, строить платформы в России мы пока не можем.
Выбор у нас небогатый: либо замещать потери за счет Китая, либо рассчитывать на отечественных конструкторов, в том числе реанимировать советские разработки. Некоторые успехи в этом уже есть. Например, группа предприятий во главе с петербургским ЦКБ "Рубин" уже разработала систему дистанционного управления морскими и подводными роботами для ВМФ. Сейчас мировые лидеры в этой сфере — США и Корея. ВМФ России обещает, что скоро на вооружении отечественных субмарин появятся беспилотные подводные аппараты.
Ленобласть создает судостроительный кластер, который займется новыми разработками вместе с крымскими предприятиями. Даже французские "Мистрали" Минобороны обещает заменить российскими. По крайней мере, так министерство ответило на сомнения президента Франции Франсуа Олланда в том, что его страна выполнит контракт на поставку России двух вертолетоносцев.
Однако не стоит обольщаться: быстро заместить зарубежные поставки не удастся. На запуск в производство наших "Мистралей" уйдет года два. Для создания российского производства газотурбинных силовых установок, которые раньше поставляла Украина, — 3 года. На новые научные разработки и их внедрение уйдет еще больше времени. При этом нашим судовладельцам корабли и оборудование нужны уже сейчас. Остается надеяться, что санкции не затянутся на годы, иначе российским компаниям придется сильно корректировать программы модернизации флота.