"Деловой Петербург". Ближайшая задача — миллион клиентов

Автор фото: Беликов Валентин

Президент холдинга "Алекс Фитнес" Алексей Ковалев рассказал "ДП" о перспективах российской фитнес–индустрии, о ведении бизнеса в США, а также о том, как фитнес–операторы относятся к "спящим" клиентам, которые купили абонемент, но в зал не ходят.

В каком состоянии сейчас фитнес–индустрия в России?

— Рынок фитнеса в России насчитывает 3 тыс. клубов по всей стране, но полноценных клубов, которые соответствуют европейскому пониманию, международным стандартам, только 600, остальные совсем простые и устаревшие. В городах с населением до 200 тыс. жителей проникновение продукта и услуги, современных и правильно развитых, низкое.
Наша компания присутствует в 25 городах, и мы сталкиваемся с таким феноменом: мы открываем недорогой клуб, но по своему смыслу, статусу и качеству это абсолютнейший премиум только потому, что в этом городе совершенно ничего нет. Конечно, это и недоразвитость рынка, но именно поэтому регионы — локомотив роста. Сейчас, на фоне подъема — проведения Олимпиады, Универсиады, хоккея, — мы видим, что спортом занимается колоссальное количество людей. Это говорит о стабилизации рынка, стабилизации государственности, на мой взгляд. С того момента, как мы открыли первый клуб, прошло более 9 лет, а рынок фитнеса увеличился в Петербурге больше чем в 2 раза.

Но потенциал для развития сохраняется?

— Конечно! Если уровень проникновения сравнить с развитыми фитнес–рынками, экономиками, то мы все еще отстаем. В Петербурге и Москве примерно 8% активного населения занимаются спортом, но это все равно очень мало. Судите сами — в Калифорнии спортом занимаются примерно 40% людей, а в крупных городах Германии, Англии — около 20%. Пока занятия спортом, фитнесом — не основная необходимость в России, но за ближайшие 3–6 лет рынок увеличится еще в 2 раза. И не надо думать, что Петербурга это не коснется, здесь будет самая жесткая конкурентная борьба. Уже сейчас наш город — фитнес–столица России, здесь самое большое количество сильных фитнес–операторов в разных сегментах. И федеральные, и свои — все уже здесь. Самое главное, что петербургские сети закалились здесь. Наш опыт показывает, что, выиграв конкуренцию у исторически сильных московских сетей, мы отлично чувствуем себя в Москве и других регионах.
Единственное, если посмотреть мировую тенденцию, то премиальных клубов с годовым абонементом стоимостью $1 тыс. в год единицы, и они находятся в экономических центрах — Лондоне, Нью–Йорке, Париже. Основная же масса клубов — это клубы с абонементом $240–360 в год. В России пока наоборот. Мы из федеральных операторов единственные продвигаем доступный формат. Я думаю, именно в этом кроется перспектива роста индустрии. Если не будет жесткого кризиса, сильной стагнации, то как минимум за 5 лет мы увеличимся в 2 раза.

А уровень цен в ваших клубах в Москве, Петербурге и в других регионах одинаковый?

— Он варьируется незначительно, мы отталкиваемся от рынка, конкурентной среды. В демократичном формате основной фактор риска — перенаполнение клуба. Если с петербургскими ценами мы придем в регионы, где нет вообще ничего, этот клуб будет сразу переполнен. Просто смысла нет. Это не та ситуация, когда цена бигмака по всей России одинаковая. Наш путь другой — мы везде даем одинаковые стандарты. Практически всегда это означает — ниже рынка, других сетевых операторов.

Сколько людей, которые покупают абонемент, потом действительно ходят в зал?

— Есть так называемые "спящие" клиенты. Почти у всех фитнес–операторов, в зависимости от формата клуба, 20–30% клиентов редко ходит. То есть человек купил абонемент на год, а пришел 2–3 раза. Для меня это не радость, а недоработка, потому что интересен тот человек, для которого фитнес — часть жизни. Тогда он и вокруг себя создает круг людей, вовлеченных в процесс. Если он пропал, это недоработка — ему сумели продать абонемент, но не сумели убедить в том, что это ему действительно нужно.

А вообще есть какой–то лимит, после которого абонементы в клуб не продают?

— Такие квоты есть, каждый клуб квотируется согласно слабым зонам, которые в пик посещаемости могут вместить строго определенное количество людей.
Надо понимать, что если мы говорим о демократичном сегменте, то эти стандарты сильно изменены, в этом клубе всегда будет много народу. Задача фитнес–операторов — обеспечить нормальный процесс тренировки для этого большого количества людей.

Продажа вечерних абонементов или ограничение по времени — это попытка развести потоки?

— Нет, это в большей степени попытка увеличить доходность бизнес–предприятия, предложив дешевые абонементы на самое маловостребованное время, и за счет этого получить дополнительную прибыль. Большой перспективы в этом, по моему мнению, нет. Это действительно хорошо работает в премиум–сегменте, когда человек хочет относить себя к более статусному уровню, хочет посещать дорогой клуб, но не готов за это много платить. При этом он комфортно занимается утром или днем, когда никого нет. С точки зрения лоукостеров никто так уже не делает.

Зачем вы открыли клуб в Америке, вы планируете дальше развиваться за рубежом?

— В Сан–Франциско была возможность попробовать, поэкспериментировать. В этом городе я много раз был и в 2011 году открыл фитнес–клуб. Эксперимент удался. Клуб работает отлично, зарабатывает намеченные деньги. Почему, открыв одно, мы не продолжали открывать дальше? Управлять бизнесом через океан сложно. На простейшие диалоги уходит неделя.
С точки зрения развития — да, мы планируем там открыть еще несколько клубов. Если с точки зрения новостей, то "Алекс Фитнес" не идет в США.
Мы очень любим нашу страну, я заряжен всеобщим патриотизмом, я хотел бы еще здесь поработать и вижу, что с точки зрения перспектив здесь самый понятный, правильный и интересный рынок. Уезжать, по крайней мере в ближайшие годы, не собираюсь. Но сейчас в Америке у меня наконец–то появился бизнес–партнер, наш бывший соотечественник. Он готов там жить и работать. Именно это является фактором возможного дальнейшего развития.
Мы смотрим вообще все интересные рынки. Очень долго, фактически весь прошлый год, мы боролись за Украину, все сделали для того, чтобы открыть там клуб. Нашли отличного партнера с точки зрения недвижимости, создали офис, нашли управляющих.
Но в момент подписания договора аренды трех объектов началось то, что началось. Судьба — не судьба, но все остановилось. Сейчас я не знаю, что бы мы делали с этими клубами.
Исходя из того что не хочется заниматься политикой, хочется заниматься своим делом, наша основная бизнес–задача концентрируется в России. Потому в ближайшие несколько лет все, что будет происходить с компанией "Алекс Фитнес" за пределами России, — это исключительно для того, чтобы потешить свои амбиции.

Диверсификации не планируете?

— У нашей компании большое количество параллельных смежных бизнесов, но наш масштаб заставляет концентрироваться на том, что ты понимаешь.
Диверсификация возможна только с точки зрения франшизы, привлечения партнеров. На самом деле подготовили и полностью проработали проект франшизы, в следующем году мы планируем начать ее продажу, но фактически по франчайзингу работает только один клуб в Сестрорецке.
Нет самоцели отдать за паушальный взнос готовый пакет. Российское законодательство несовершенно, недостаточно защищает франшизодателя. В то же время экономика движется вперед: 10 лет назад если ты не обманул франшизодателя, то ты трус, а сейчас ситуация сильно поменялась.
Когда я почувствую, что можно спокойно продавать, не боясь потерять свои возможности развития, мы начнем активно продавать франшизу. Пока же это выборочная продажа. Скорее всего, по франчайзингу будут работать клубы в отдаленных регионах, которые мы пока не готовы развивать.
Мы много общаемся по этому поводу, около 500 объектов находятся в работе. Даже если 10% из этого количества превратится в собственные объекты или франшизу — это огромный объем работы.

Покупку других сетей не рассматриваете?

— Рассматриваем. Я даже думаю, что на ближайшее время это самая понятная для нас схема дальнейшего развития, особенно если мы говорим о регионах. Самая большая проблема — что мы немного обогнали рынок в своем развитии, у нас белая аудируемая компания. Поэтому нам сложно поглотить 10 разных клубов, каждый из которых на отдельном юрлице с непонятной формой собственности.
В Петербурге процессы поглощения уже происходили. Я думаю, что перспектива по слиянию крупных сетей более сложная, а маленьких — более реальная, и большинство маленьких сетей сейчас развиваются с тем прицелом, чтобы продаться. Мы ведем переговоры с региональной и еще одной сетью на юге России. За Урал пока не спешим.
В последние годы мы занимались формированием управления удаленным продуктом. Сейчас, проведя работу над ошибками, мы получили четко контролируемую систему, семь регионов. Построив эти бэк–офисы, мы получили возможность увеличиться в 2–3 раза. Основное развитие в ближайшие годы будет происходить именно в них. Задача на несколько лет — достигнуть показателя 200–250 клубов и получить миллион клиентов.

Сколько вы тратите на запуск клуба?

— Прямые инвестиции в развитие составляют 30–35 млн рублей в один стандартный "Алекс Фитнес".
Сейчас мы работаем в трех сегментах — у нас есть стандарт, бэйсик и премиум, так мы для себя делим клубы по набору услуг. Есть совсем простые — тренажерный зал и групповые программы, есть стандартные, они включают дополнительные услуги, зону единоборств, сайкл–студию. И клубы премиум с обязательным бассейном, с более широким набором услуг.
Когда же рынок сформирован, в городе работают стандартные клубы, мы понимаем, что надо обязательно открывать премиум–клуб. В такой клуб мы вкладываем от 100 млн рублей и выше, в зависимости от объекта.
В конце этого года будут работать 10 клубов "Олимп", а в целом будем открывать по два–три клуба в год из расчета на 500 тыс. жителей населения три–четыре клуба демократичного формата и один премиум.
 
 

Биография

Алексей Ковалев

> Родился в 1975 году.
> В 1998 году окончил Академию физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта по специальности "Атлетизм", в 2006 году — Северо–Западную академию госслужбы.
> С 1996 по 2004 год — руководитель направлений развития бизнеса крупнейших фитнес–сетей Петербурга.
> В 2005 году основал и возглавил сеть спортивных клубов OLYMP.
> C 2009 года — президент холдинга "Алекс Фитнес".

 
 

 
 

О компании

Холдинг "Алекс Фитнес"

> Основан в 2009 году в Петербурге.
> В 2013 году выручка, по данным компании, составила $66 млн, среднегодовой прирост — 59%.
> Совладельцы ООО "Алекс Фитнес" — кипрский офшор "Алекс фитнес Инвестмент Лимитед".
> Сеть — 66 клубов под брендом ALEX FITNESS и OLYMP в 25 крупных городах России, из них один — по франшизе. А также один фитнес–клуб ALEX FITNESS в Сан–Франциско, США.