"Выходной Петербург". Лихорадочный занавес

Автор фото: Шамуков Руслан/ ИТАР-ТАСС

Если кто–то хочет опустить железный занавес, то лихорадка Эбола — лучшее прикрытие. Обозреватель "ДП" Михаил Шевчук рассказывает, как это можно устроить.

Лихорадка Эбола продолжает расползаться по Европе и уже заставляет тревожиться российских чиновников и врачей. Но политики запросто могут увидеть в ней редкий шанс — ведь никто не возьмется протестовать против закрытия границ под угрозой смертельной болезни.
На самом деле лихорадка Эбола — это, конечно же, совсем не смешно. Человечество еще не забыло ужаса мировых войн, но вот от массовых эпидемий смертельных болезней уже отвыкло. По–настоящему смертельных, а не какого–нибудь птичьего гриппа — в африканских странах трупы умерших от Эбола исчисляются тысячами, они лежат на улицах. И вот уже зафиксирован первый случай заражения в Европе, в Испании, сотни людей под наблюдением, а Всемирная организация здравоохранения констатирует, что распространение болезни неизбежно.
Европейские врачи заверяют, что ситуация под контролем, и лихорадку, если что, встретят во всеоружии. То же самое говорят и в России, где в регионах тоже готовятся принимать меры. Но все равно опасения остаются — "под контролем", пока болезнь не проникла, а как ситуация будет развиваться, кто станет переносчиком, предсказать вряд ли можно. Вирус — он на то и вирус, он ведь и мутировать может, и с вирусом нельзя заключить никаких мирных соглашений. Можно проверять прилетающих африканских студентов, но разве получится проверять, например, перелетных птиц? В общем, есть повод тревожиться.
Пандемии чумы в средневековую Европу пришли в свое время из Азии (кстати, через Крым) с торговыми караванами. Разносили чумную палочку блохи, путешествовавшие на корабельных крысах и животных этих самых караванов. В наше время болезнь, выкосившая когда–то миллионы людей, осталась, но бороться с ней научились достаточно эффективно. А тут новая угроза.
Политики, как известно, могут связывать даже самые не связанные между собой вещи. А тут судьба подкидывает просто отличный предлог для реагирования. Ведь если болезни распространяются торговыми караванами и путешественниками, то самый напрашивающийся способ защиты — это прекратить передвижение и общение людей.
И кто же будет против? Это против политических мотивов еще можно протестовать, указывать на нецелесообразность и неадекватность, сокрушаться по поводу возвращения железного занавеса. А если смертельная болезнь на пороге, тут уже никаких вопросов быть не может. Телеканалы выдадут серию документальных фильмов, историки напомнят об ужасах чумы и оспы, в общем, запугать людей до трясучки — дело нескольких дней.
Запретить авиаперелеты, закрыть пограничные посты, полностью прекратить торговлю с внешним миром, не только продуктами, а вообще всем, даже почтовое сообщение можно прекратить на всякий случай. И все это практически без ущерба для имиджа. Нет, что ни говори, а для политика, стремящегося к изоляции и полному импортозамещению, лихорадка Эбола просто подарок.