"Деловой Петербург". Работать только там, где действительно интересно

Автор фото: Иванов Евгений

Соратник Андрея Рогачева, стоявший у истоков создания сети "Пятерочка", экс–глава Северо–Западного дивизиона Х5 Retail Group Сергей Лепкович рассказал "ДП" о том, как ему работается на вольных хлебах, почему онлайн–торговля — нелегкий бизнес, как выглядит Х5 Retail Group со стороны, какое будущее ждет сеть магазинов "Верный", а также о своем отношении к продуктовому эмбарго.

Больше года назад вы ушли из Х5, чем сегодня занимаетесь?

— У меня собственный проект по управлению коммерческой недвижимостью в Ленобласти. Проект совсем небольшой, но очень эффективный.

Какие площади у вас в собственности?

— В моем проекте консолидировано 2,4 тыс. м2 торговых площадей в небольших районных торговых центрах в Гатчинском, Ломоносовском, Выборгском и Лодейнопольском районах Ленобласти. Расположение этих торговых центров не самое лучшее, но, несмотря на это, у меня все площади сданы. А секрет прост — я все сдаю на 20% ниже рыночной цены. И при этом все счастливы. Арендатор рад, что снял помещение задешево, а я рад, что никакие площади не простаивают.

Какие результаты показывает интернет–проект Gads.ru, в котором вы являетесь соинвестором?

— Проект Gads стартовал весьма неплохо и быстро вышел на товарооборот 2 млн рублей в месяц. Но затем продажи выровнялись и практически перестали расти. При этом издержки продолжали быть относительно существенными. Сейчас наш проект не приносит прибыли. К тому же сложная экономическая ситуация и рост курса евро и доллара еще более усложнили дело. Учитывая все эти факторы, мы с моими коллегами решили зафиксировать ситуацию и не инвестировать больше в данный проект. Сейчас мы допродаем остатки, и с 1 ноября 2014 года проект Gads будет закрыт. Интернет–бизнес оказался достаточно сложным, зато мы приобрели дополнительный опыт и знания, а чем больше знаешь, тем интереснее жить.

Какие категории товаров продавались лучше всего?

— Лучше всего продаются дизайнерские подарки и аксессуары, а вот мебель не оправдала наших ожиданий. Видимо, ее больше покупают в специализированных магазинах.

За год сменилось три человека на посту главы филиала Х5 Retail Group в Петербурге. По вашему мнению, с чем связана такая ротация?

— Х5 очень любит часто менять людей на ключевых постах, но в данном случае замены связаны с тем, что центральный офис Х5 не вполне удовлетворен теми показателями, которые дает Северо–Западный филиал. Лично я не уверен, что с приходом нового человека все чудесным образом преобразится и показатели рванут вверх, ведь Северо–Западный регион крайне трудный и безумно конкурентный, но пусть пытаются, и дай бог им удачи.

А с вами не продлили контракт тоже по причине негативных показателей филиала?

— Когда я покидал Х5, все показатели были в плане, а по открытию новых магазинов план был перевыполнен. Со мной расстались просто потому, что контракт закончился. Честно скажу, для меня это было неожиданно и малологично, тем более что после моего ухода показатели существенно пошатнулись, что и стало причиной того, что мой сменщик через год был смещен с занимаемой должности.

Сегодня, наблюдая развитие Х5 извне, вы видите положительные изменения?

— Да, безусловно, в компании Х5 много положительных изменений, и в основном они связаны с рестайлингом магазинов "Пятерочка". Изменился логотип, поменялся дизайн магазинов, улучшилось качество ремонта и существенно увеличились рекламные вливания. Это очень важно и хорошо.

По данным УФАС, доля X5 Retail Group на рынке Петербурга снизилась до 22,86%, теперь компания снова может открывать в городе магазины. Как думаете, сколько еще "Пятерочек" мог бы переварить Петербург?

— Штук двести точно переварит. В последнее время город быстро развивается. Как грибы растут огромные жилые кварталы за КАД, и везде требуются магазины шаговой доступности.

В Х5 Retail Group завершилась крупная реорганизация, начатая еще при вас. Теперь все три формата работают автономно, разделена даже логистика. Для чего все это было нужно?

— Вполне возможно, что Х5 задумалась о продаже гипермаркетов "Карусель". Разговоры об этом ходят давно. К сожалению, "Карусель" сегодня неэффективна, и поэтому вполне логичным шагом будет ее продать.
Страсть к постоянным изменениям свойственна многим крупным компаниям. Иногда эти изменения приводят к положительным результатам, иногда нет. В основном все зависит от людей, которые руководят процессами на конкретных местах. Возьмем, например, логистику. Я очень хорошо знаю главного логиста Х5 в Северо–Западном филиале. Он суперпрофессионал, работает в компании более 8 лет, и заказы, сформированные под его руководством, на автомашинах, которые он отправляет со складов, одинаково качественно дойдут и до "Пятерочек", и до "Перекрестков", и до "Каруселей". И это не зависит от того, как сформирована структура компании, это зависит от того, что он профессионал!

Вы долгое время работали в команде Андрея Рогачева. Почему, по вашему мнению, у него не получился розничный проект в Америке?

— Я не считаю, что его американский проект не получился, просто экономические показатели, которые он дал, Андрея Рогачева не устроили.
Он сравнил цифры по эффективности американского проекта Okey–Dokey и российского проекта (сеть "Пятерочка"), увидел разницу и принял гениальное решение — бросить все силы на российский проект (теперь уже под названием "Верный").
Сеть магазинов в Америке он закрыл, просто чтобы не отвлекаться. Андрей Рогачев — очень сконцентрированный человек. Он делает только то, что приносит максимальный результат.

Рогачев приглашал вас участвовать в создании проекта сети "Верный"?

— Рогачев не приглашал меня в "Верный". Ему видней, каких людей приглашать на том или ином этапе. Я считаю, что он не ошибся с той командой, которая сейчас управляет проектом. Жизнь длинная, и, вполне вероятно, на каком–то этапе мы еще посотрудничаем.

Сеть "Верный" за 1,5 года выросла более чем до 220 магазинов. В ближайшие 1,5 года число магазинов сети в России должно дойти до 400. Как считаете, кто бы мог быть потенциальным покупателем?

— Покупателем может быть любой, у кого есть деньги. Это может быть и Х5, и американский Walmart, который уже долгие годы безуспешно пытается выйти на российский рынок. Также я знаю, что на Россию давно посматривают немецкие ALDI и Lidl. Но у их владельцев в Германии еще не прошла аллергия на Россию. Дело в том, что совладельцы ALDI и Lidl — очень старые люди. И некоторые из них в период Великой Отечественной войны принимали участие в военных действиях на территории СССР. Думаю, не надо пояснять, почему они до сих пор не хотят ничего слышать о России. Но время неумолимо бежит вперед, старое поколение уходит, новое приходит, оно войну уже не помнит, и поэтому вполне возможно, что немцы через несколько лет захотят на наш рынок, а тут как раз Рогачев со своим "Верным" — упакованным и полностью готовым к продаже.

То есть покупателем, скорее всего, будет западный игрок?

— Покупателем будет тот, кто предложит лучшую цену. Кто это будет, сейчас до конца не понятно, так как в данный момент "Верный" не продается. Но в будущем, скорее всего, "Верный" будет интересен западному игроку.

Как вы относитесь к санкциям?

— Я считаю, что санкции — это хорошо. Потому что, во–первых, однозначно это точка роста для наших отечественных производителей. Во–вторых, это положительная встряска для продуктовых сетей и некоторых ленивых закупщиков: они годами сидят и все время закупают одно и то же, ассортимент статичен, он почти не меняется. Каждый день одно и то же, а покупателю хочется чего–то новенького, интересного.
Чтобы появилось что–то новое на полках сетей, закупщикам надо шевелиться, искать новых поставщиков, выискивать новинки. Особенно сейчас, в период санкций, ведь пропавшую импортную продукцию необходимо заместить, полки не должны быть пустыми.
Самое интересное, что с введением санкций против стран ЕС и США не произошло падения продаж в продуктовых сетях. Санкции ввели летом, а летом много отечественной продукции. В сетях в отделе фруктов и овощей лидерами продаж являются бананы, яблоки и апельсины. А эта продукция как поступала, так и поступает, но только польские яблоки заменили отечественными.
Под санкции попали дорогостоящие импортные сыры по 3 тыс. рублей за 1 кг, итальянские хамоны и некоторые другие деликатесы. Но среднестатистический россиянин такую продукцию практически не покупает. Поэтому ему санкции по барабану!

Рассматриваете ли вы для себя возможность вернуться на наемную работу?

— Работать на себя или работать по найму — философский вопрос и вечная дилемма. Когда наемный менеджер в 7:30 утра теряет время в автомобильной пробке, я еще спокойно сплю. Когда наемный менеджер в 9:00 вбегает на работу, полностью потративший по дороге все свои нервы, я стою под прохладным душем. Когда наемный менеджер в 10:00 уже сидит на скучнейшем совещании, где его учат из Москвы, как жить и работать, я пью ароматный кофе с теплым круассаном. Вопрос: что лучше? А нет четкого ответа. Потому что, когда работаешь на себя, обычно за несколько месяцев удается все отладить — и все работает само собой. А затем становится скучно и уже появляются мысли куда–то устроиться. Но только туда, где действительно интересно. Таких мест, к сожалению, очень мало. Поэтому в активном поиске работы я не нахожусь, но любые интересные предложения рассматриваю. Когда я говорю "интересные", я имею в виду не зарплату, а, так сказать, по жизни.
 
 

Биография

Сергей Лепкович

> Родился в 1965 году.
> Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения.
> Окончил Северо–Западную академию госслужбы при президенте РФ.
> с 1992 по 1997 год — заместитель коммерческого директора АОЗТ "СМС" (оптовая торговля моющими средствами и бытовой химией).
> с 1997 по 1998 год — начальник департамента продаж АОЗТ "Торговый дом ЛЭК" (оптовая торговля продуктами питания из Германии).
> С 2002 года — генеральный директор ООО "Агроторг", сеть магазинов "Пятерочка".
> С 2007 по 2008 год — управляющий Северо–Западным филиалом X5 Retail Group.
> с 2008 по 2011 год — вице–президент группы TERRAON и гендиректор "Макромира".
> с 2011 по 2013 год — директор Северо–Западного дивизиона компании X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель").