"Деловой Петербург". Подарок для своих

Автор фото: Вдовин Сергей

Чтобы вытеснить с российского рынка импортный софт, Минкомсвязи предложило фактически ввести налог на его продажу.

Чтобы сломить "монополизм отдельных стран и отдельных компаний" в сфере IT, глава Минкомсвязи Николай Никифоров предложил создать фонд для поддержки отечественных производителей программного обеспечения (ПО). А именно тех компаний, которые создают конкурентоспособные системные решения и уже имеют экспортный потенциал.
Самое главное, формировать этот фонд (ожидаемый объем — 10–12 млрд рублей в год) предполагается за счет самих производителей ПО. Сбор может составить от 5 до 10% выручки от продажи лицензий. Сейчас в сфере ПО действует специальная льгота по НДС, лицензии облагаются по нулевой ставке.
Никифоров публично изложил идею в присутствии президента РФ Владимира Путина и немедленно получил одобрение. Ассоциации российских IT–компаний отреагировали сразу — направили в Минкомсвязи свое протестное письмо. После этого Никифоров выступил с разъяснением: "Министерство прорабатывает такую конструкцию, чтобы российских поставщиков сбор не коснулся".

7 лет на разбег

По данным Минкомсвязи, 75% используемого в России ПО — зарубежное. Аналитики из американской IDC оценивают долю еще выше — 80%. В петербургском агентстве TelecomDaily называют и вовсе 90%. По сведениям аналитиков, в сегменте бизнес–приложений доля зарубежных программ — 70–80%. Физические лица больше чем на 95% используют импортный софт.
В России нет достаточной базы софта для полноценного импортозамещения, резюмирует гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. "Необходим целый комплекс мер: от создания госпроекта до набора высокопрофессиональных сотрудников для ведения разработок, — считает он. — Только в этом случае через 5–7 лет можно рассчитывать на хороший продукт и соревноваться с Западом. Деньги, которые соберут, скорее всего, просто растворятся без видимого эффекта".
По оценке IDC, в 2013 году рынок ПО в России вырос всего на 1%. В краткосрочной перспективе введение сбора может негативно повлиять на IT–рынок, так как поставщики решений постараются перенести налоговые выплаты на конечного потребителя, уверена Елена Семеновская, директор IDC по исследованиям в России.
"Логичнее было бы предоставить льготное налогообложение локальным производителям и тем самым стимулировать российскую IT–отрасль", — считает она.
Сергей Земков, управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России, странах Закавказья и Средней Азии, считает, что изучение опыта успешных российских IT–компаний, которые создают конкурентоспособное ПО, может помочь не хуже создания фонда.

Обходные пути

Мнение IT–сообщества сводится к тому, что Робин Гуда из Николая Никифорова не выйдет: собрать деньги с иностранцев и раздать их отечественным компаниям не получится. "Компании сумеют так оформить свои продажи, что платить налоги не придется, — говорит Валентин Макаров, президент ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт". — Кроме того, есть бюджетный кодекс, согласно которому не получится направить поступления от определенного налога в конкретный фонд". Более того, участники рынка считают, что иностранцам при таком положении дел будет выгоднее свернуть представительства в России и торговать софтом из–за границы. В любом случае не стоит обольщаться: в выручке иностранных IT–гигантов доходы от работы в РФ не превышают 3%.
Однако Валентин Макаров призывает не беспокоиться. По его словам, в течение недели будет обнародовано другое предложение по импортозамещению в отрасли. Сейчас, сообщает глава "Руссофта", готовится встреча представителей Минкомсвязи со всеми IT–ассоциациями.
Вопросов пока больше, чем ответов. Например, непонятно, как будут администрировать новый налог. Производители ПО могут перераспределять выручку между лицензиями, сервисом, внедрением, любыми проектными доходами. Хватит ли у районной налоговой инспекции квалификации, чтобы разобраться в структуре расходов и доходов по каждой конкретной сделке? Гораздо полезнее, чем создание фонда, было бы вовлечение в разработку ПО главных заказчиков отрасли — госмонополий. Они могли бы выделить деньги на создание, например, совершенной системы бухучета. Во–первых, бюджеты монополий в совокупности несравнимо больше фонда. Во–вторых, эти компании могли бы сразу формулировать требования, сообщать об ошибках в ПО — готовый полигон для испытаний. В–третьих, монополии в конечном счете сэкономили бы.
Андрей Федоров
председатель совета директоров ГК DigitalDesign