"Выходной Петербург". Взаимовыгодное поле

Автор фото: rizzordi.org

 

В лофте Rizzordi проходит выставка "Магнитное поле". На ней собраны работы молодых художников, в основном петербургских. Этот обзор местной арт–сцены хорош уже тем, что знакомит нас с поколением 2010–х. Большинству участников проекта в районе 20–30 лет. Среди них есть и начинающие, и те, кто уже сделал себе имя. Художники очень разные, и сделать из их произведений цельную экспозицию — задача не из легких. "Магнитное поле" — удачная метафора, которая могла бы объединить много разных работ, если найти некий центр притяжения. Такого связующего начала на выставке, увы, нет. Проект распадается на арт–группы и арт–компании. Причем не все из них известны даже сведущим в петербургском искусстве. О "Пушкинской 10" слышали, конечно, все. "Кухня" тоже примелькалась в выставочных анонсах. Milk & Vodka, помнится, распались некоторое время назад. "Пустое множество" существует по переписке в Сети. Остальным группам хочется пожелать скорейших успехов и всяческих удач, которые сулит творческое сотрудничество, раздвигающее, по замыслу куратора, узкие рамки индивидуализма. Без сомнений, у них все впереди, вот только выставка вовсе не убеждает в том, что коллективизм — подходящее для художника оружие.
Невозможно без содрогания читать строки из манифеста группы Campus Visionis о "возрождении в умах русских людей адекватного мироощущения и самовосприятия самих себя в контексте реальности". И это только разминка перед комплексом основных упражнений по "прибеганию к межэпохальной тематике, апеллируя общечеловеческими ценностями, воспевая осанну живым и хороня бездуховных под обломками социокультурного бэкграунда постсоветской России". Так вот в аннотации к выставке и написано. Столь серьезные намерения вызывают уважение. Впрочем, не разумнее было бы отредактировать аннотацию или просто заняться искусством без раздувания щек? Ведь участники этой группы любимы художественной публикой за их интересные работы. Выставка вводит нас и самих художников в заблуждение. Все эти арт–компании если и существуют, то от случая к случаю. Группа "ИТД" так и пишет в аннотации: постоянного состава участников у нас нет, концепции — тоже. Есть инициативы, принимающие формы, которые соответствуют той или иной ситуации. Если не пускать пыль в глаза, таковы многие сегодняшние арт–группы. Ими движут не идеи или убеждения, но обстоятельства. На "Манифесту" надо подмешать Рансьера с Бадью, для левых активистов — Ги Дебора, на молодежной биеннале — что–нибудь антивоенное. Сориентируемся на местности.