"Выходной Петербург". Как появляются суперклубы

Автор фото: Ксения Потеева

 Утверждение "футбол - игра для зрителей" находит подтверждение в бизнес–сводках: у самых богатых клубов  больше всех болельщиков

Банальное утверждение "футбол — игра для зрителей" находит подтверждение в бизнес–сводках: самые богатые клубы имеют самую большую аудиторию болельщиков. Как ни пытайся надуть суперклуб из "Асмарала", сочинской "Жемчужины", "Анжи" — полный провал. И в Европе попытки неловких богатеев купить и осчастливить какой–нибудь бедный клуб и вывести его в элиту, увы, провалились. Как "Хартс" Владимира Романова, "Рединг" Антона Зингаревича. Можно вспомнить и "Малагу" с "Хоффехаймом", вернувшиеся с неба на землю.
За 2 года проделал путь с неба на землю и соперник "Зенита" по Лиге чемпионов — "Монако". Деньги у купившего его российского предпринимателя Дмитрия Рыболовлева были (да и есть). Амбиции тоже. Но вот зрителей в Монако не собрать. Там именно та аудитория, о которой мечтают руководители российских клубов, — "хорошая", без ультрас и гопников, без экстремальных выходок и давления на клуб. Но такая публика не делает кассу.
Жозе Моуринью как–то презрительно обронил: "Фалькао не должен играть перед 3 тыс. человек". Средняя посещаемость "Монако" все–таки выше — чуть меньше 10 тыс. зрителей, ну а откуда взяться больше, если население Монако — 38 тыс. жителей?
Нет, суперклубов в деревне не бывает. И пришла пора распродавать накупленных ранее звезд — действительно бриллиантов — Фалькао и Хамеса Родригеса. Этим летом у "Монако" продано игроков на 70 млн евро больше, чем куплено. Потому что футбольный финансовый фейр–плей подразумевает экономическую отдачу от трат на трансферы. Майки Фалькао и Хамеса Родригеса должны раскупаться (как это сейчас происходит с майками этих игроков в "Манчестер Юнайтед" и мадридском "Реале"). Фалькао должен играть перед полным стадионом.
А игра без зрителей в Лиге чемпионов становится новой российской реальностью. И ни с какими санкциями против России это не связано. Эти санкции придумали сами себе наши болельщики.
Во вторник ЦСКА играл при пустых трибунах против "Баварии". Разница в классе была не столь очевидна (хотя "Бавария" и выиграла), как разница в уровне менеджмента клубов и уровне болельщиков. Фанаты ЦСКА приехали к стадиону в Химках и весь матч отводили душу в кричалках–мычалках, фаеры, наверное, жгли, негров ругали, чем еще наши фанаты знамениты? Но на этот раз делали они это в свое удовольствие перед стадионом, на котором в то же время проходила игра. Матч они не видели, ну так не в этом счастье настоящего ультрас.
А вот пример обратный. Прилетевшие в Москву болельщики "Баварии" (больше сотни) нашли способ матч посмотреть: они арендовали зал на 18–м этаже бизнес–центра, окна которого выходят на стадион в Химках. После матча футболисты "Баварии" приветствовали это окно бизнес–центра. Никому не приятно играть перед пустыми креслами, но они знали: болельщики у них сегодня есть. Не те, что кричат перед стадионом, а те, которые смотрят матч.
После матча директор "Баварии" Карл–Хайнц Румменигге (в прошлом — легендарный нападающий "Баварии" и сборной ФРГ) сказал: "Это была странная игра. Не было атмосферы, эмоций. Но мы просто довольны, что победили". И признался, что ложу для болельщиков (несколько тысяч евро) оплатил финансовый директор клуба Ян–Кристиан Дреесен.
"Зенит" играл с "Монако" без фанатов с секторов "виража", что, возможно, спасло остальных болельщиков от угрозы пропустить другие домашние матчи, как пострадали поклонники ЦСКА.
Как однажды сказал на концерте "Битлз" Джон Леннон: "Зрители в зале могут похлопать, а сидящие на первом ряду — потрясти бриллиантами".
Это он удачно пошутил. Потому что кассу делают парни и девчонки с галерки, а не первый ряд. Ведь один человек с бриллиантом — это всего один проданный диск, ровно столько же, сколько купит преданный фанат из зала. Который к тому же придет и на следующий концерт, повесит дома плакат, приведет с собой друзей. Болельщики с бриллиантами не сделают клуб "Монако" великим. Они могут просто потрясти бриллиантами.