Греф как лакмус

За судьбой Германа Грефа и Алексея Улюкаева сейчас надо будет следить внимательно. Реакция на их выступления накануне укажет - по-настоящему ли Россия разворачивает курс, или это все-таки имитация.

На форуме "Россия зовет" накануне председатель правления Сбербанка Герман Греф выступил с весьма резкими заявлениями. Он раскритиковал советскую экономику и методы управления, назвав советское руководство "потрясающе некомпетентным" за незнание законов экономики, которое привело к распаду СССР. "Нам очень важно делать уроки из собственной истории, - заявил Греф. - Нам нельзя допустить повторения той же самой ситуации".
"Мы сегодня завозим почти все, - продолжил Герман Греф. - Я готов не есть, но я уже сегодня не могу без благ цивилизации. Я не могу сегодня не сидеть в интернет-банке, я не хочу стоять в старый советский Сбербанк в очереди два часа, не хочу стоять в очереди в старый советский магазин". Свою речь он посвятил тому, что бюджетные траты в России неэффективны и силовое управление экономикой, отказ от интеграции в мировую экономику не приведет ни к чему хорошему. Намек главы Сбербанка более чем понятен - он сравнивает ситуацию в современной России и позднем СССР и критикует политику конфронтации с Западом.
На том же форуме глава минэкономразвития Алексей Улюкаев резко раскритиковал законопроект о возмещении отечественным бизнесменам - из бюджета или за счет ареста иностранного имущества - убытков, понесенных от ареста и потери собственности за рубежом, так называемый "законопроект Ротенберга". "Таких решений мы принимать не можем и не должны... Я уверен, что этим сложным механизмом пользоваться не придется, думаю, что этот странный законопроект не получит поддержки в парламенте", - сказал министр. "Странный" - это, очевидно, самый мягкий эвфемизм, который он смог подобрать для публичного выступления. Законопроект на днях был одобрен профильным комитетом Госдумы, а правительство, сначала приславшее отрицательный отзыв, быстро написало другое заключение, положительное.
Конечно, Греф и Улюкаев не сказать, чтобы очень сильно удивили позицией. Они и так принадлежат к условному лагерю "либералов" в правительстве и неоднократно позволяли себе критику. Но во-первых, сейчас она стала совсем яростной. Во-вторых, немного изменилась обстановка в стране. Если год-два назад мнение либеральных чиновников (Греф хоть и не чиновник, но руководит госбанком) было только мнением, то в сегодняшней терминологии оно по идее тянет на "национал-предательство". Ну вот тот же Греф - чем он занимается, если не очернением нашей славной истории, утверждая, что в СССР трудящийся испытывал дискомфорт при посещении магазинов? Надо еще разобраться, не оскорбил ли он тем самым ветеранов. И Улюкаев туда же - пока страна в едином порыве дает ответ ястребам из Пентагона, министр утверждает, что не допустит ареста имущества иностранцев и сеет панику, рассказывая, что ситуация в экономике "гремучая и взрывоопасная".
Очень многие эксперты и политологи в последнее время рассуждают о "повороте назад", одни с сожалением и возмущением, другие с радостью. И не только сторонние эксперты - даже глава Конституционного суда Валерий Зорькин наделал шума, сначала вслух пожалев об отмене крепостного права, а через пару дней раскритиковал либерализм как главную проблему мира. Общую тенденцию выводят, путаясь немного в видении конечного результата, в максимальном отказе от сотрудничества с Западом и поисках "особого пути".
Есть, однако, и немало людей, считающих, что все эти попытки закручивания гаек на деле суть громогласная имитация, на практике не применяющаяся. По этой версии, консервативно-патриотическая риторика применяется только для пропаганды, а на самом деле скрывает банальный передел собственности. На самом же деле для страны в целом никакого принципиального поворота не будет. Так вот, судьба Германа Грефа и Алексея Улюкаева сейчас становится определенным индикатором. Если после такого прямого противопоставления себя генеральной линии  будут последствия хотя бы в виде интернет-травли и открытых писем возмущенной патриотической общественности (по образцу Макаревича), то пожалуй что разворот и в самом деле имеет место быть. А если им, грубо говоря, "ничего не будет" - значит, правительство по-прежнему в основе своей не собирается отказываться от либеральной основы экономики.