"Деловой Петербург". Отложенный спрос на взыскание долгов

Автор фото: globallookpress

Такого лета, как в этом году, чтобы за 3 месяца ни одного нового обращения о взыскании долгов, не было уже лет пять–шесть.

Такого лета, как в этом году, чтобы за 3 месяца ни одного нового обращения, не было уже лет пять–шесть. Понятно, что все в отпусках, на морях. Но все равно какое–то шевеление происходило, проекты запускались, и у нас, юристов, был пусть небольшой, но стабильный приток клиентов. В этот раз — просто полная тишина. В апреле–мае был всплеск новых идей и проектов, радужных перспектив и планов. А с июня по август всех как шапкой накрыло.
Точнее, в июне обратился ко мне один клиент, у него был довольно крупный проект. Но из–за санкций он отложил его до лучших времен. Нет, клиент у меня не друг Путина. Просто его затея требовала серьезных валютных вложений. Была договоренность об открытии кредитной линии, а в июле банк попал в санкционный список и отказал в выдаче валютного кредита. Бери, говорит, в рублях. А в рублях моему клиенту самому не выгодно. Так и заморозили.
Вобщем, все лето мы жили за счет долгоиграющих проектов, которые клиентам остановить себе дороже. Например, строительство многоквартирного дома: я осуществляю правовое сопровождение нескольких таких проектов. Стройку дома попробуй останови: сразу все продажи прекратятся, потому что люди нынче следят за ходом строительства очень внимательно, чуть что — шум поднимают. Вот застройщики и напрягаются изо всех сил, чтобы дело двигалось. Да — нехватка денег, да — неплатежи. С подрядчиками и поставщиками рассчитываются будущими квартирами, как в 2009–м.
Со своей стороны, подрядчики и поставщики тоже заинтересованы, чтобы стройка шла. Для них это единственный шанс потом квартиры, которыми с ними рассчитались, продать. Вот они и работают авансом, затягивают пояса, но подряды не разрывают, поставки не отменяют и в суд за деньгами не идут. Терпят. Я и сам терплю: мне в последнее время часто задерживают гонорар успеха по выигранным делам, ведь полученные деньги лучше пустить в оборот, а юристам все равно потом заплатят — куда денутся.
Впрочем, это терпение я наблюдаю сегодня повсеместно. Как–то неожиданно все оказались в ситуации неспособности заплатить по своим обязательствам. При этом у каждого есть своя дебиторка, каждый ждет, что ему капнут деньги, и он сам заплатит по счетам. У нас в стране бизнес — особенно средний — построен на личных отношениях. У одних личные отношения с чиновниками, у других — с менеджерами нефтегазового сектора. А у кого ни тех ни других — у того личные взаимоотношения друг с другом. И в суд наш бизнесмен не идет, так как боится отношения испортить и клиента потерять. Его кредиторы тоже пока не идут, потому что боятся потерять его. И вся цепочка ждет. У кого есть возможность заморозить работу — делают это. У кого нет — копят обязательства. Я все лето клиентов убеждал: просудите долг, чтобы хоть исполнительный лист иметь. Но очень многие упорно отказываются. В результате формируется отложенный спрос на взыскание долгов. Уже в сентябре мы ощутили приток заказов такого рода. Посмотрим, не поздно ли.