"Деловой Петербург". Юристы едут в Питер

Автор фото: globallookpress

Юридические компании из Москвы и со всей страны массово открывают офисы в Петербурге в ожидании переезда сюда Верховного суда РФ.

Впоследние 2 года юридический рынок Петербурга переживает небывалое доселе оживление. С того момента как осенью 2012 года Владимир Путин объявил о грядущем переезде в Петербург из Москвы Верховного суда РФ, объединенного с Высшим Арбитражным судом, в Северной столице наметился резкий всплеск открытий новых юридических фирм.
Если до 2012 года в городе регистрировалось в год по 300–350 компаний с основным видом деятельности "в области права" (исключение составили лишь "тучный" 2007–й (416 фирм) и кризисный 2008–й (405 фирм) годы), то в 2013 году в ЕГРЮЛ появилось аж 477 таких записей (в среднем 40 в месяц), что составило абсолютный исторический рекорд по городу. Однако и это еще не предел: за 9 месяцев 2014 года юридический рынок Петербурга пополнился 440 новыми наименованиями (48 фирм в месяц), так что, если темп сохранится, к концу года число "новорожденных" юридических фирм перевалит за 580.

Суд или "Газпром"?

По словам некоторых участников рынка, тенденция действительно напрямую связана с грядущим переездом в Петербург Верховного суда. Одной из первых крупных юридических компаний об открытии офиса в Петербурге объявило московское адвокатское бюро "Хренов и партнеры" (выручка в 2013 году — 445 млн рублей, 58 юристов).
Петербургский филиал в составе шести юристов, включая партнера этого бюро Ирину Серову, открылся в начале 2014 года. Основное направление деятельности нового офиса было обозначено как "сопровождение проектов в сфере энергетики, в частности нефти и газа", поэтому участники рынка связывали его открытие с переездом в Петербург "дочек" и самого ОАО "Газпром".
Однако, по словам самой Ирины Серовой, главным прицелом экспансии была как раз подготовка к переезду Верховного суда. "К тому времени мы должны иметь наработанную практику в судебной столице России", — говорит Ирина Серова.
Другой пример — расширение присутствия в Северо–Западном регионе юридической фирмы "ЮСТ" (72 юриста в штате), открывшей летом 2014 года в Петербурге второй офис, который будет "оказывать правовые консультации по всему спектру услуг, как в секторе B2B, так и частным лицам".

Возвращение

Впрочем, не только акулы московского юридического бизнеса идут пытать счастья в Петербурге с прицелом на грядущий переезд, но и питерские юристы, в предыдущий период отправившиеся покорять столичный рынок, возвращаются на малую родину с новыми проектами. Так, бывший управляющий партнер АБ "Прайм Эдвайс — Семеняко и партнеры" (теперь АКГ "Прайм Эдвайс") Максим Семеняко, сын президента Федеральной адвокатской палаты Евгения Семеняко, в 2011 году переехал в Москву, где вместе с московским коллегой Владиславом Грибом основал АБ "Семеняко, Гриб и партнеры".
Однако в 2013 году он вернулся в Петербург и основал здесь с местным адвокатом Сергеем Голубком новое бюро "Семеняко, Голубок и партнеры", в котором бывшая столичная фирма стала лишь московским офисом. "Конечно, мы знали, что Верховный суд переедет, и принимали это в расчет, однако это не было определяющим фактором, — говорит Максим Семеняко. — Мы сознательно открывали наше бюро в 2013 году как компанию петербургскую, потому что нам нравится жить и работать в Петербурге, нам понятен и сам город, и его бизнес. В перспективе Петербург, я уверен, перейдет в ранг юридической столицы, но этот статус не умножит гонорары юристов, хотя и прибавит им работы".

"Сапсан" дешевле

Не все участники петербургского правового рынка склонны замечать экспансию москвичей. "Все, кто хотел, давно уже здесь открылись, — говорит руководитель петербургского офиса патентного бюро "Городисский и партнеры" Виктор Станковский. — Сомневаюсь, что рост рынка и смещение денежных потоков в наш город будут столь ощутимыми, что заставят мигрировать крупных игроков. А в судах Петербурга москвичей и сегодня пруд пруди. Зачем снимать офис, когда есть "Сапсан", а теперь и второй запускают?"
В конце концов, считает юрист, московскому бюро легче будет купить незадорого какую–нибудь небольшую петербургскую фирму, нежели открывать с нуля свой офис.
С теперь уже бывшим коллегой согласен экс–адвокат, а теперь управляющий Fort Group Максим Левченко: "Суд сам по себе не является точкой притяжения бизнеса. Юристы же открывают компании там, где есть крупные клиенты и крупные объемы работы. Верховный суд таковым не является, и ждать, что на его переезд будут ориентироваться, не стоит".
Я сомневаюсь, что наблюдаемый всплеск связан с грядущим переездом Верховного суда. Во–первых, этот переезд, полагаю, состоится в лучшем случае лет через пять, учитывая, как ведутся в нашей стране строительные работы. А открыть офис, чтобы ждать 5 лет, — не лучший бизнес–план. Во–вторых, даже когда ВС переедет, он не сможет обеспечить работой сотни юридических фирм. Мы себя считаем одной из крупнейших фирм, и то в нашей практике до президиума Высшего арбитражного суда доходило от силы пять дел в год. Так что, учитывая темпы работы ВС, едва ли он сильно оживит рынок. Единственный, пожалуй, плюс от офиса там, где располагается ВС, — это возможность сходить ознакомиться с делом, не тратя время на "Сапсан".
Сергей Сосновский
партнер "Пепеляев групп"
Офис в месте дислокации Верховного суда — это не только возможность посещать заседания, но и другие возможности контакта с судьями. Можно посещать те же семинары, которые устраивает этот суд, и те же круглые столы и конференции, в которых судьи участвуют. Пить один кофе на кофе–брейках и один виски на фуршетах. А физическое знакомство — поймите меня правильно, я сейчас не говорю о коррупционной составляющей, лишь о чисто психологической — если ты физически знаешь человека, тебе легче донести до него свои мысли, ты знаешь, что он поймет, а чего не поймет. К тому же нельзя забывать о психологическом влиянии на клиентов факта нахождения офиса фирмы в месте дислокации суда.
Иван Решетников
управляющий партнер "Апелляционного центра"