Инвестиции в эпоху санкций

Автор фото: Яндолин Роман
Морской торговый порт Усть-Луга. Торжественная церемония загрузки судна-газовоза на терминале по перевалке СУГ в морском торговом порту Усть-Луга

Российские власти предпринимают усилия, чтобы привлечь и удержать инвесторов в условиях, когда экономика стагнирует из-за международных санкций. Инвесторы ценят эти усилия, но для них важнее стабильность федерального законодательства.

О том, что именно делают федеральное и региональные правительства для улучшения инвестиционного климата, чиновники и губернаторы рассказали в Москве вчера, в первый день ежегодного инвестиционного форума "Россия зовет!". Министр транспорта РФ Максим Соколов упирал на роль транспортной инфраструктуры, ключевую для осуществления почти любого инвестиционного проекта. По его словам, вклад транспортных услуг в ВВП России оценивается экспертами в 5%, или около 3 трлн рублей. При этом инвестиции в транспортную инфраструктуру из федерального бюджета в последние два года растут, несмотря на замедление экономики и падение бюджетных доходов. Среди крупнейших проектов министр упомянул БАМ и Транссиб. В середине прошлого года глава Минтранса заявлял, что на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в общей сложности потребуется выделить 562 млрд рублей до 2018 года, 260 млрд из которых составит господдержка, в том числе 150 млрд рублей выделит Фонд национального благосостояния.
Максим Соколов также напомнил о проектах, осуществляемых при активном участии частных инвесторов, в том числе на Северо-Западе, в портах Усть-Луга и Бронка. Кроме того, он пообещал, что до конца года будут сданы в эксплуатацию два участка скоростной автодороги М11 Москва-Петербург, в районе аэропорта Шереметьево и Вышнего Волочка.
Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, в свою очередь, рассказал о борьбе с бюрократией внутри правительства, мешающей осуществлению инвестпроектов, а также о создании необходимой инвесторам инфраструктуры, прежде всего, дорог и энергосетей. По мнению главы региона, наибольший интерес инвесторов сосредоточен сейчас в проектах, связанных с импортозамещением, особенно с производством сельхозпродукции.
"Еще в прошлом году многие говорили о ненадежности инвестиций в эту отрасль. Сейчас таких разговоров нет", — констатировал Артамонов. Калужский губернатор также призвал федеральное правительство предоставить максимальные преференции станкостроению, без которого невозможно развитие многих других отраслей.
О налоговых преференциях для инвесторов, как уже имеющихся, так и необходимых, говорила также губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Однако, как объяснили представители бизнеса, для них льготы – не главное. Председатель ОАО «НЛМК» Владимир Лисин, похвалив инвестиционный климат Калужской области, где НЛМК производит 1 млн тонн стали в год, рассказал, что в некоторых других регионах его металлургический холдинг сталкивается со слишком частыми изменениями регулятивной среды, в частности — с резким увеличением земельного и транспортного налогов. Последний порой вырастает сразу в 10 раз, посетовал Лисин. По его мнению, федеральному центру тоже нужно пересмотреть свой подход к законотворчеству. Например, сейчас бессмысленно предоставлять регионам право давать инвесторам те или иные льготы, поскольку финансовое положение многих регионов настолько сложное, что им не до стимулирования инвестиций в ожидании отдачи в будущем, доходы нужны прямо сейчас.
"Крайне важна также стабильная регулятивная среда, — уверен Лисин. — Когда в день на федеральном уровне принимается до 40 нормативных актов, о каком-либо стратегическом планировании на длительную перспективу говорить не стоит".
С тем, что стабильность нормативной базы — необходимое условие благоприятного инвестиционного климата, согласился и Антонио Линарес, генеральный директор Roca Group в России. Он также назвал создание инфраструктуры важным шагом на пути привлечения инвесторов в страну и в ее регионы.