"Деловой Петербург". Праздновать победу над Смольным преждевременно

Автор фото: Потеева Ксения

Смольный вопреки своему желанию  приблизился еще на один шаг к либерализации рынка городских автобусных перевозок.

Смольный вопреки своему желанию приблизился еще на один шаг к либерализации рынка городских автобусных перевозок. Федеральный арбитражный суд Северо–Западного округа оставил в силе решение нижестоящей инстанции, признавшей незаконным право городского перевозчика "Пассажиравтотранс" обслуживать автобусные маршруты без конкурса. У городских властей остается теперь только один шанс — оспорить это решение в Высшем арбитражном суде, и если он оставит все в силе, что скорее всего, то комитету по транспорту придется выставить на конкурс все новые маршруты и 136 действующих маршрутов ГУПа, которые он получил в соответствии с местным законом "О наземном пассажирском транспорте".
В этом нормативном акте содержится понятие "обеспечивающей транспортной сети", которую может обслуживать только городской перевозчик. Причем нормативный акт не объясняет понятие обеспечивающей сети — что она обеспечивает, по каким критериям в нее включаются маршруты, совершенно не ясно.
Вконце 2013 года у одного из крупных частных перевозчиков города, компании "Третий парк", закончился договор с комитетом по транспорту на обслуживание пяти маршрутов на Лиговском пр. Город не стал продлевать с компанией контракт, а включил эти маршруты в обеспечивающую сеть, то есть, по сути, передал ГУПу. "Третий парк" не смирился с утратой прибыльных маршрутов и обратился в арбитражный суд с иском к губернатору и Законодательному собранию, принявшему дискриминационный, по мнению представителей компании, закон. И хотя суды первой и второй инстанции встали на сторону бизнеса, признав, что местный закон противоречит федеральному "О защите конкуренции", петербургский комитет по транспорту все же продолжает раздавать маршруты без конкурса. Так, с 1 августа "Пассажиравтотранс" получил от города два новых маршрута. В комитете тогда заявили, что объявляли конкурс, но никто из перевозчиков не пришел.
Тут стоит заметить, что, во–первых, комитет объявил конкурс, потом вскорости отменил его, поменял условия, снова объявил… А во–вторых, сами по себе условия оказались неприемлемы для частных компаний. Им предлагалось на маршруты с непонятным пассажиропотоком ставить самую дорогостоящую в эксплуатации технику — автобусы большой вместимости. Причем комитет желал видеть на линии новые автобусы, с кондиционерами и другими прелестями жизни.
Перевозчики, собственно, не против закупать современную технику, но им нужно четко понимать, какой пассажиропоток будет на новом маршруте, смогут ли они окупить технику за 5 лет (на такой срок обычно заключается договор с городом).
Единственное, чего они хотят, так это понятных, прозрачных, единых для всех участников рынка, стабильных правил игры. А их сейчас нет. Нет даже диалога с городскими властями, в котором можно было бы договориться о приемлемых для всех сторон правилах. Так что, несмотря на положительные судебные решения, праздновать победу перевозчикам пока рано.