"Деловой Петербург". Доставка под грузом

Автор фото: Архив "ДП"

Предприниматель Вадим Скаржевский создал фирму по сопровождению груза почти без стартовых вложений.

Компания 2Cubes появилась в 2010 году, и поначалу ее основатель Вадим Скаржевский был в ней единственным сотрудником. Идея бизнеса — сопровождение небольших коммерческих грузов из–за рубежа — пришла к нему во время работы в логистической компании, которая, как и большинство подобных фирм, занималась крупными заказами. Вскоре предприниматель понял, что в сфере доставки малых грузов конкуренция ниже. "Большая часть нашего оборота формируется на перевозках небольших партий химической продукции, запчастей для нефтегазодобывающей промышленности, спортинвентаря", — говорит Вадим Скаржевский.

Между курьером и логистикой

У малых компаний — интернет–магазинов, фирм из сферы услуг, которым нужны импортные материалы, — часто возникают проблемы с доставкой грузов. Поставщики обычно работают на условиях самовывоза, и предпринимателям необходимо самим платить акцизы и пошлины, растаможивать груз. Логистические фирмы от работы с такими клиентами часто отказываются из–за того, что у последних нет возможности оплатить контейнерную перевозку, а для курьерских служб коммерческие грузы все же слишком велики. Именно эту нишу решил занять Вадим Скаржевский и теперь организует доставку из США, Бразилии, Вьетнама и других стран. Работать Вадим Скаржевский начал почти без вложений — клиентов он нашел благодаря опыту работы в логистике, и все расходы покрывались за счет предоплаты заказов.
Спустя несколько месяцев после старта предприниматель арендовал часть офиса у знакомых, в 2012 году у компании появилось отдельное помещение. Сейчас в штате фирмы семь сотрудников, ее оборот составляет около 10 млн рублей в месяц. Компания помогает заказчикам получить необходимые документы для таможни, оплатить все необходимые сборы и налоги, при этом саму доставку организуют через аутсорсинг.
Рентабельность бизнеса — около 10%, но до 2013 года Вадим Скаржевский всю прибыль полностью инвестировал в развитие компании. "Для роста и выплат поставщикам нужны оборотные средства, а работать по предоплате не всегда получается, — поясняет он. — Например, сейчас у нас около 2 млн рублей "мертвого" долга, который вряд ли вернется". Расширять бизнес Вадим Скаржевский планирует и сейчас — за прошедший год удалось увеличить оборот на 75%, в этом году рост составил около 70%.

Куда ведут санкции

"Мы продолжаем развитие, хотя рынок сейчас в ужасном состоянии, — сетует Вадим Скаржевский. — После первого раунда санкций усложнились согласования отгрузок поставщиками из США, перевозчики ужесточили правила оформления документов, поставщики, даже не имеющие отношения к отрасли, попавшей под раздачу, стали вести себя настороженно по отношению к российским клиентам".
В Петербурге несколько десятков компаний, специализирующихся на сопровождении и растаможивании коммерческих грузов. Объем рынка таможенной очистки на Северо–Западе эксперты оценивают примерно в 80 млрд рублей ежегодно. Максим Проторченко, учредитель компании "Интерсолюшен", отмечает, что направления доставки приходящих в Петербург грузов заметно поменялись — теперь наиболее популярны юго–восточные направления, которые потеснили импорт из США и Европы. "При этом у многих наших клиентов, особенно крупных фирм, работающих в промышленной отрасли, начались проблемы с финансированием, — говорит Максим Проторченко. — В итоге и оборот компании по некоторым направлениям сократился".