"Выходной Петербург". Оберегая виллы

Автор фото: globallookpress

На днях в Госдуме предложили считать заведомо неправосудными любые решения иностранных судов по делам. Это еще одна попытка как–то вывести Россию из–под действия различных международных договоров, считает редактор dp.ru Михаил Шевчук.

На этой неделе ленты информагентств оказались потрясены новостью из Италии: Финансовая гвардия Италии арестовала активы бизнесмена Аркадия Ротенберга, попавшего в очередной санкционный список ЕС. Опечатали квартиру и три виллы на Сардинии, виллу в Тарквинии и гостиницу в центре Рима (которая, впрочем, работает, просто счет заморожен). Сразу после того как об этом стало известно, депутат Госдумы Владимир Поневежский немедленно внес проект поправок в закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство…", предложив возмещать из российского бюджета потери российских граждан и организаций. Что и вызвало бурную реакцию общественности.
На самом деле депутат Поневежский предложил вообще считать заведомо неправосудными любые решения иностранных судов по делам, которые в принципе относятся к компетенции российских судов. А если суд выносит решение об аресте имущества или ином ограничении, то пострадавший вправе обратиться за компенсацией в российский суд. Потом, по замыслу автора, уже Россия должна истребовать расходы у иностранного государства или же (что надежнее) арестовывать иностранное госимущество в России.
Правда, вице–премьер Сергей Приходько от имени правительства дал отрицательное заключение, написав в отзыве, что законопроект не учитывает общепринятые принципы и нормы международного права. И вообще, Россия "не может и не должна претерпевать неблагоприятные последствия" в виде выплат за нарушения чьих–то прав другими государствами. Тем не менее законопроект Госдумой будет рассмотрен, хотя и не факт, что принят. Явных опровержений идеи не последовало.
Это еще одна попытка как–то вывести Россию из–под действия различных международных договоров, которые мы сдуру назаключали еще при прежней, вредительской, власти, когда не осознавали своего особого положения и пытались приблизиться к Европе. Санкции и виллы Ротенберга — только повод, хотя и красноречивый. Депутат Поневежский, между прочим, всю карьеру провел в прокуратуре, был прокурором Коми и зампрокурора Москвы. Он про законность и собственность лучше нашего все понимает.
По смыслу законопроекта получается, что личная собственность россиян за рубежом (у кого она есть) приравнивается к квазигосударственной, раз отвечать за нее придется бюджету, а российские граждане выводятся из–под юрисдикции иностранных судов даже за границей. Прямо все как дипломаты. И претендовать на компенсацию можно, даже если человека, например, оштрафовали за границей за нарушение ПДД или осудили за реальное преступление — за сам факт того, что судили не дома. Не менее важно то, что решать бизнес–споры в Лондоне и Стокгольме не будет смысла, раз "их" решения заведомо неправосудны, а значит, не признаются. А проигравшему все равно все компенсируют. Представьте, если бы при таком законе Березовский выиграл тот памятный процесс у Абрамовича, казне бы пришлось раскошелиться на $6 млрд.
Простое и понятное желание обычного депутата бесплатно застраховать одним бизнесменам убытки за счет налогоплательщиков, то есть в том числе других бизнесменов. Бюджет–то у нас, как известно, резиновый, а "особенная стать" денег стоит. Следовало бы подумать, почему же компенсировать нужно только расходы от судебных решений. Почему бы не предложить, чтобы всем россиянам компенсировались — без всяких судов, от них волокита одна — вообще все расходы, понесенные за границей. На шопинг, скажем. По предъявлении чеков.