"Деловой Петербург". Успеть до конца войны

Автор фото: Вдовин Сергей

Холдинг "Идаванг" (бывший "Рюрик Агро") инвестирует 2 млрд рублей в производство свинины в Ленобласти. Продовольственные санкции подстегнули развитие АПК, несмотря на то что пауза в поставках из ЕС может быть короткой.

Пока 9,5 млн европейских фермеров из–за продовольственных санкций несут убытки — именно такие цифры вчера обнародовал Европарламент, — владельцы российских сельхозактивов наращивают мощности и форсируют реализацию своих проектов. Крупнейший производитель свинины в Ленобласти, датский холдинг "Идаванг", решил не оставаться в стороне и поддержать российскую кампанию по импортозамещению.

Амбиции в ожидании поддержки

Комплекс "Идаванга" в Тосненском районе производит уже 190 тыс. голов свиней в год. Новый свинокомплекс будет расположен в Лужском районе, а его производительность составит 100 тыс. свиней в год. Объем инвестиций — около 2 млрд рублей, из них 30% — собственные средства, 70% — заемные. Начало строительства, которое продлится 1,5 – 2 года, зависит от даты подписания кредитного договора с банками, окупить проект планируется за 6 – 7 лет, рассказала Татьяна Шарыгина, гендиректор "Идаванга". Сейчас компания ждет одобрения проекта Минсельхозом, которое позволит рассчитывать на субсидирование процентной ставки.
Вице–губернатор Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк отмечает, что правительство региона в настоящее время также изыскивает средства в бюджете на 2015 год для поддержки новых проектов в сельском хозяйстве — около 300 млн рублей. "За счет оборотных средств расширить производство невозможно, поэтому необходимо создавать доступные кредиты и субсидировать процентные ставки", — говорит он.

Закрыть дефицит

Кроме "Идаванга", на Северо–Западе работают такие крупные агрохолдинги, как "Великолукский" (планирует довести количество поголовья свиней до 2 млн) и ГК "Пулковский" (сейчас — 140 тыс. голов). Эти мясопроизводители начали расширение еще до вступления в силу запретов. В прошлом году владелец Великолукского мясокомбината Владимир Подвальный объявил о создании крупного агрокластера в Псковской области с объемом инвестиций 50 млрд рублей. ГК "Пулковский" в течение 2014 – 2018 годов вложит в расширение 5,8 млрд рублей. В 2013 году компания построила новый завод в Приозерском районе, а недавно объявила о начале строительства комплекса в Новгородской области за 2,9 млрд рублей.
"Развитию свиноводства и до ввода санкций способствовал запрет на импорт свинины из–за вспышек чумы в Европе весной этого года, а также резкое сокращение поголовья в малых и средних подсобных и крестьянско–фермерских хозяйствах", — говорит президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. По его данным, все это привело к недостатку сырья, нехватка, по разным оценкам, составляет 30 – 40%. В итоге оптовые цены на свинину выросли на 10% — по официальным данным и на 20% — по данным рынка. В ГК "Пулковский" уровень нехватки сырья оценивают в 60 – 70%. "Для самообеспечения России надо увеличить производство свинины минимум на 20%", — говорит Татьяна Шарыгина.

Перспективная рыба

Президент ГК "Пулковский" Иван Кара говорит, что санкции сейчас обеспечивают колоссальную прибыль свиноводам, рентабельность очень хорошая. Удобным моментом спешат воспользоваться и представители других отраслей АПК. С началом санкций количество новостей о расширении мощностей в агропромышленном секторе резко возросло. Такие проекты появились практически во всех российских регионах. Причем за идею обеспечения продовольственной безопасности ухватились как мелкие фермеры, так и крупные агрохолдинги.
" Балтийский берег ", например, построит комплекс по выращиванию рыбы в Краснодарском крае стоимостью 1 млрд рублей. ГК "Русское море" Максима Воробьева и Глеба Франка строит в Мурманской области завод по выращиванию мальков лосося за 1,5 – 2 млрд рублей. "На рыбную продукцию спрос вырос на 60%", — радуется Максим Трало, руководитель ГК "Карельский комбинат". По его словам, при строительстве производственной площадки в Африке его компания планировала поставлять рыбу в страны Азии и Европы, но теперь будет работать с отечественным рынком, поставляя около 30 тыс. т продукции в год. ЗАО "Приневское" приобрело хозяйство "Октябрьское", чтобы в период санкций занять нишу на рынке пищевого и семенного картофеля. УК "Технологии тепличного роста" развивает проект строительства в регионах тепличных комплексов стоимостью 12 млрд рублей. И это только на Северо–Западе. В Центральной и Южной России проектов еще больше. ООО "Корнев групп" из Тамбовской области объявило о строительстве завода по переработке картофеля и других овощей в Тамбове стоимостью 1,7 млрд рублей. Друг Владимира Путина Геннадий Тимченко решил заняться выращиванием яблок в Краснодарском крае. Производитель индюшатины "Евродон" в Ростовской области планирует увеличить объемы производства. И так далее. Но интенсивное развитие АПК несет в себе и серьезные риски. По словам участников рынка, реализация их планов требует как минимум 3–летнего ограничения ввоза сельхозпродукции из Европы, а не на 1 год, как сейчас. "Только через 2–3 года в лучшем случае можно ждать отдачи от производителей", — говорит Иван Кара.