"Деловой Петербург". Несгораемый дилер

Пока владелец автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов защищается от кредиторов, его бывшие партнеры Сергей Пушкин и Андрей Ивойлов восстановили былые объемы продаж машин под старым брендом.

Как сообщил корреспонденту "ДП" Олег Барабанов, он продал бренд "РРТ" и сайт rrt.ru своему бывшему партнеру по бизнесу Сергею Пушкину. Теперь при заходе на сайт идет автоматическая переадресация на портал "Автосалоны.ру" (ООО "Автовыбор"), откуда посетители направляются в автосалоны РРТ. "Мне нужны были деньги на жизнь и на борьбу, я и решил: почему бы не продать?" — объяснил Олег Барабанов. Сергей Пушкин подтвердил эту информацию: "Я решил, что клиентскую базу РРТ надо эксплуатировать, пока она есть. Те, кто покупал машину 2–3 года назад, сейчас созрели для обновления, и они заходят на сайт. Это 10–15 тыс. посетителей в месяц". При этом, по словам одного из осведомленных источников, на выходе это дает около 2 тыс. реальных сделок в месяц.
Кроме того, Сергей Пушкин, по данным СПАРК, сегодня является генеральным директором ООО "Марка", арендующего три автосалона РРТ в Петербурге и в Казани. Компания, принадлежащая латвийской фирме Riterus Ltd, с апреля 2014 года является официальным дилером Nissan, чьи машины продает в арендованных у РРТ салонах. По данным самого производителя, "Марка" уже сегодня занимает 19% петербургского рынка Nissan и 51% рынка Казани, что практически совпадает с былыми долями рынка, занимаемыми РРТ (20 и 50%).
По словам Сергея Пушкина, он в ближайшем будущем планирует самостоятельный выход на автомобильный рынок и сейчас ведет переговоры с рядом автопроизводителей о заключении дилерских контрактов. Называть он их не стал, но участники рынка говорят, что речь идет в первую очередь о дилерстве Автоваза (с которого начиналась, кстати, история РРТ).
При этом, по словам Пушкина, в 2015 году, когда начнут продаваться с торгов автосалоны, находящиеся на балансах банкротящихся структур РРТ, он планирует принять активное участие в торгах и приобрести если не все, то часть салонов.
Между тем другой партнер Олега Барабанова, Андрей Ивойлов, еще осенью 2013 года основал ООО "Р–Моторс", которое получило дилерские контракты General Motors и арендовало пять автосалонов РРТ, продававших машины этого производителя. По словам Андрея Ивойлова, за год его фирме удалось продать более 2,5 тыс. автомобилей, что позволило занять от 20 до 23% рынка по маркам GM в Петербурге. "Мои договоры финансовой аренды автосалонов предусматривают для меня их выкуп в течение 5–8 лет", — говорит бизнесмен.
Еще два автосалона, находящиеся пока в собственности РРТ, сданы в аренду московскому ООО "Субару Центр", заключившему дилерский контракт с Subaru.

Один вопрос снят

Дела о банкротстве структур холдинга "РРТ" начались в 2013 году. Как говорит Олег Барабанов, после того как в июне 2013 года ВТБ и ФНС осуществили безакцептное списание денежных средств со счетов, у холдинга зависли поставки автомашин 450 клиентам. После этого в августе 2013 года GM расторг дилерский контракт с РРТ, а в сентябре ВТБ прекратил финансирование продаж Subaru, из–за чего зависли еще 500 сделок с клиентами. Затем в декабре 2013 года остановила отгрузки Skoda (100 зависших клиентов), в феврале 2014 года — Nissan (зависли 400 клиентов), а в марте их примеру последовал Hyundai.
Впрочем, не исключено, что расторжения контрактов прошли не без согласия самих дилеров. Потому что уже 1 сентября 2013 года, расторгнув в августе контракт с РРТ, GM заключил его с "Р–Моторс" Андрея Ивойлова, а 1 апреля, расторгнув контракты в феврале–марте, Nissan и Subaru заключили их с "Маркой" и "Центром".
Бизнесмен говорит, что продажа семи автоцентров позволила погасить часть кредитов и подавляющее большинство обязательств перед покупателями. "Мы продали один центр в Казани "Аларму" за 320 млн рублей и сразу рассчитались с покупателями по "Ниссану". Потом продали второй центр местному "Акосу" за 180 млн рублей и рассчитались по "Шкоде". И так закрыли почти все долги". Исключение составили около 100 клиентов, которые отсудили свои деньги в районных судах и получили исполнительные листы на взыскание денег. Им пришлось вступать в дела о банкротстве структур РРТ на правах кредиторов.

Все под контролем

Перед началом банкротств почти все компании автохолдинга были переименованы. ЗАО "Автохолдинг РРТ" — в ЗАО "Невский", ООО "РРТ–Моторс" — в "Моторс" и т. д. Крупнейшим кредитором во всех процедурах является банк "ВТБ", которому холдинг задолжал около 2 млрд рублей. Также кредиторами являются банк "Санкт–Петербург" (434 млн рублей), Горбанк (74 млн рублей), Невский народный банк (72 млн рублей) и Связь–Банк (31 млн рублей). При этом ВТБ является залоговым кредитором и до момента продажи активов не голосует. Требования остальных банков представляют собой остатки долгов, не погашенных в ходе продажи заложенных им автоцентров (деньги с которых пошли на погашение долгов клиентам).
Между тем в дела о банкротстве вступили на правах кредиторов и структуры РРТ, а также сам Олег Барабанов. Их требования в общей сложности составляют около 1,5 млрд рублей, и именно они, похоже, контролируют процедуры. По словам Олега Барабанова, конкурсные управляющие компаний по соглашению с залогодержателями (ВТБ и Абсолют Банк) сдают автоцентры в аренду ООО "Марка" и ООО "Субару Центр", чтобы обеспечить их максимальную стоимость на торгах (они пройдут через 8–16 месяцев). В ВТБ отказались комментировать эту информацию.
"Мы уж постараемся, чтобы салоны были проданы по максимальным ценам и деньги получил не только ВТБ, но и нам, а в первую очередь клиентам, что–то перепало", — делится планами Олег Барабанов.

Испытанный метод

Бизнесмен уверяет, что не имеет соглашений с бывшими партнерами на вхождение в их бизнес после завершения банкротных процедур. Но исключать такой вариант нельзя: слишком слаженно они действуют, несмотря на то что Сергей Пушкин вышел из холдинга еще в 2011 году, а Андрей Ивойлов — в 2013–м.
По мнению участников рынка банкротств, стратегия владельцев РРТ — вывод финансовых потоков на косвенно подконтрольные фирмы — схема испытанная (она применялась в том или ином виде ОСК на Балтзаводе и Сергеем Снопком на "Фаэтоне"). Она позволяет сохранить бизнес и не терять позиции на рынке во время банкротных процедур.
После истории с зависанием сотен машин необходимо было похоронить бренд вместе с тем ведром негатива, которым наводнен Интернет. Благо создать с нуля репутацию официального автодилера не намного сложнее, чем испортить репутацию действующего дилера. При этом соглашусь, что стремление не потерять в ходе банкротств наработанную клиентуру — логичный ход. И если цифры верны, то 19 – 23% петербургского рынка по своим маркам — это очень хороший результат, несмотря на падение этого самого рынка. Да и партнерство с Автовазом — логичный ход, у него сегодня внятная стратегия развития на 2 – 5 лет.
Сергей Петросян
независимый аналитик авторынка
Я благодарен Олегу Барабанову за то, что он купил у меня "Шувалово–авто" в 2008 году — со всеми долгами и проблемами. Месяц назад я спрашивал его, не собирается ли он продавать автоцентр на Выборгском шоссе, который он купил у меня, а теперь он пустует: Hyundai от него "Лаура" переманила к себе по соседству. Ответил нет. Значит, наверное, план у него есть. Что касается схем, которые он крутит в банкротстве, — так Олег всегда был талантливым на всякие подобные вещи. Всегда с размахом действовал. Хотя гигантомания до добра обычно не доводит — это я ему сам всегда говорил.
Олег Шумский
экс–совладелец ООО "Шувалово–авто"