"Выходной Петербург". Прощенья просим

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Редактор dp.ru Василий Латенко - о том, почему разорившиеся турфирмы и банки с отозванными лицензиями не извиняются перед своими клиентами, а также о том, чем в России оборачиваются честность и порядочность

Ко всему можно привыкнуть — вот и ежедневные новости о банкротствах турфирм уже не трогают. Единственное, что удивляет, — туроператоры с какой–то непонятной щепетильностью объявляют о "приостановке деятельности". То есть скоро они планируют ее возобновить? Лучше бы писали честно: турфирма N заявляет о своем полном крахе, а о судьбе туристов пусть заботится "Турпомощь".
Не трогают и новости об отзыве лицензий у банкиров. Ну, одним больше, одним меньше — чего мелочиться.
Однако на этой неделе произошло особенное событие. Председатель правления Банка24.ру (у него лицензия была отозвана во вторник) Борис Дьяконов извинился перед клиентами, сотрудниками и акционерами банка. "Так страшно мне в жизни никогда не было. Даже в девятибалльный шторм в середине Атлантики", "Кажется, что мир рухнул. 12 лет жизни. Потрясающая команда", "Десятки тысяч клиентов и их бизнесы", "Чувствую себя очень виноватым перед всеми… Честно говоря, было страшно идти по коридору в банке и выходить на улицу" — такими эмоциональными фразами пестрит письмо Дьяконова на его странице в Facebook. При этом банкир подчеркивает, что он "никуда не делся, проснулся с утра, вспомнил про новую реальность и пошел на работу".
Примечательно, что и на странице банка в соцсети тоже ситуация с отзывом лицензии описана без казенных штампов и принесены извинения. "Сегодня Банк России отозвал нашу лицензию. Это произошло из–за несоблюдения банком законодательства в области противодействия доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, то есть за "обнал" и "транзит". Это наказание за грехи прошлого. Мы признаем свои ошибки и вину. Нам очень жаль, что не смогли доказать регулятору глубину и скорость своего исправления… Нам очень обидно, что вы пострадали… Простите нас", — говорится в сообщении.
В России не принято извиняться и признавать свои ошибки — это проявление слабости, наоборот, традиционно банкроты, аутсайдеры кивают на внешние обстоятельства. Лопнула турфирма — плохие законы, ужасно жадные туристы, накрылся банк — виноваты рецессия, макроэкономика, санкции. Попался на интрижке или воровстве — это спланированная информационная атака. Тех, кто нарушает правило, ждет расправа. Вот, например, замминистра экономического развития Сергей Беляков извинился в Facebook перед россиянами за решение правительства заморозить пенсии, написав, что ему стыдно за действия правительства. И уже чуть ли не на следующий день правдоруба и стыдливого чиновника уволили.
С другой стороны, неизвестно, что вышло бы, если люди и компании последовали бы примеру Банка24.ру. Представим чиновника, который выходит к телекамерам и говорит: я вчера получил взятку $300 тыс., поделился с прокурором, меня надо за это посадить в тюрьму, простите меня. Или президент какой–нибудь страны говорит: я не смог сделать жизнь граждан лучше, при мне процветала коррупция, простите меня. Впрочем, в России один раз так уже было, в 1999–м.