Выходной Петербург". По–нашему, по–португальски

Автор фото: Ковалев Петр

 Журналист Владислав Бачуров - о том, что такое "нетто трансферов" и почему по этому показателю "Зенит" один из худших.

После чемпионата Европы 2004 года в Португалии в то время основной акционер московского "Динамо" Алексей Федорычев, восхищенный игрой сборной хозяев во главе с Фигу, перевез в Москву кучу португальцев. Он на 10 лет опередил время.
Сегодня в " Зените " два игрока португальской сборной (Мигель Данни и Луиш Нету), три футболиста, купленных у португальских клубов (Халк, Аксель Витсель и Эсекьель Гарай), и игравший в Португалии испанец Хави Гарсия, который после Лиссабона до переезда в Петербург провел два сезона в Англии.
Купленные 2 года назад у португальских клубов за 100 млн евро Халк и Витсель должны были сделать то, что сделали во вторник в Лиссабоне. Для успеха в Лиге чемпионов их и покупали. И никакое правило финансового фейр–плей не остановит амбициозные клубы от покупки лучших игроков.
Есть в футболе такое понятие: "нетто трансферов". "Чистые" — это разница между суммой, заплаченной за новых игроков, и суммой, полученной в результате продаж своих игроков другим клубам.
По показателю "нетто трансферов" португальские клубы "Порту", "Спортинг" и "Бенфика" давно уже лидеры в Европе. Вот и этим летом "Бенфика" на трансферах заработала 35 млн евро: купила игроков на 36 млн, а продала — на 71 млн. При этом четырех 20–летних игроков (с большой долей вероятности — будущих европейских звезд) в разные клубы отдала за 59 млн евро. А "Зениту" — аргентинского защитника Гарая (за 6 млн евро).
В "Зените" еще два бывших игрока лиссабонского клуба.
Два года назад из "Бенфики" в Петербург переехал Аксель Витсель (за 40 млн евро), а в "Манчестер Сити" отправился Хави Гарсия (за 20 млн), который этим летом уже из Англии перебрался в команду Витселя и Гарая — за 16 млн евро.
Круговорот евро в Европе объясним: если кто–то продает, то кто–то должен и покупать. Кто–то растит бычка, а кто–то его ест. Кто–то теряет, а кто–то находит.
В одной группе с "Зенитом" клуб "Монако", спонсором которого, кстати, являлась компания упомянутого выше Алексея Федорычева Fedcom.
Три года назад клуб "Монако" купил миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Уже через год он попытался переабрамовичить самого Романа Аркадьевича и накупил игроков, как удалой купец в ювелирном бутике, — на 177 млн евро ("Фалькао — 60 млн? Беру! Хамес Родригес — 45? Заверните!"). И в не самом сильном европейском чемпионате Франции "Монако" приходит вторым и выходит в Лигу чемпионов. И вот тут костлявая рука правила финансового фейр–плей подобралась к горлу футбольного клуба из княжества Монако. Доходы–то у вас не по расходам! Сборы со стадиона небольшие, телеправа во Франции не чета английским, по продаже атрибутики "Монако" никогда не станет "Реалом" или "Барселоной", своих игроков на продажу тоже не вырастили.
Так что в этом году "Монако" в Петербург приедет без звезд: отличившийся на чемпионате мира в Бразилии Хамес Родригес был перепродан в "Реал" за 80 млн евро (нетто одного трансфера плюс 35 млн евро, Рыболовлев тогда, год назад, с покупкой юного колумбийца не прогадал), а Фалькао отдан в аренду в "Манчестер Юнайтед" за 7,6 млн в год (при этом права на игрока у "Монако", но "Манчестер" планирует выкупить трансфер игрока в следующем году).
Итого с учетом других трансферов этим летом у "Монако" продано игроков на 70 млн евро больше, чем куплено.
В Монако жителей маловато, чтобы заполнить большой стадион. А вот повышение доходной части бюджета "Зенита" при открытии нового стадиона запланировано. Вот только какие чувства испытывали петербургские болельщики, в выходные смотревшие по телевизору первый официальный матч "Спартака" на новой арене? Прекрасный стадион был построен за 3,5 года и стоил 14,5 млрд рублей.
Значит, можно строить быстро и не так дорого, как у нас? В чем же причина: в меньшей коррупции, в лучшем управлении, большей заинтересованности или просто так звезды сошлись?