"Деловой Петербург". Рост за счет запретов

Автор фото: Ермохин Сергей

Сеть магазинов фермерских продуктов "Гирлянда" удвоит количество магазинов в Петербурге и выйдет в Москву. Специализация на локальных продуктах оказалась перспективным направлением после запрета импорта из стран Запада.

Сеть магазинов натуральных продуктов "Гирлянда", которую 2 года назад создали супруги Антон и Алена Гилиловы, наметила активное расширение и освоение новых направлений. До конца года компания, которая сейчас управляет сетью из четырех магазинов в Петербурге, планирует открыть шесть магазинов "Гирлянда". Еще три появятся в начале следующего года.
До сих пор развитие компании велось на собственные средства, без привлечения займов. Однако сейчас супруги Гилиловы рассматривают возможность продажи миноритарного пакета. На прошлой неделе в состав совладельцев уже вошел Владимир Маринович, известный как экс–директор сети магазинов "Улыбка радуги". По словам Антона Гилилова, он приобрел 10% компании с возможностью расширения до 20%. Сейчас идут переговоры с инвестфондами, которым Гилиловы готовы продать 20–25% "Гирлянды". На вырученные средства будет идти дальнейшее расширение сети и развитие новых направлений. "Мы хотим сохранить контроль над компанией, то есть 51%, за собой, но готовы рассматривать предложения фондов, у которых есть понимание работы ретейла", — говорит Алена Гилилова, соучредитель "Гирлянды".

Перспективы внутри страны

Эксперты сходятся во мнении, что в свете государственного курса на импортозамещение торговля локальными продуктами — правильная ниша. В сегменте премиальной продовольственной розницы, к которому относится и "Гирлянда", по количеству магазинов лидирует сеть "Лэнд" — девять супермаркетов, на втором месте — федеральная "Азбука вкуса", на третьем — "СуперБабилон". После запрета импорта из стран Евросоюза и Америки все эти сети испытали трудности — по их данным, на импортные продукты приходилось 50–60% ассортимента. Сильнее всего пострадали специализированные сети, например "Фруктовая лавка", которая в основном торговала импортными овощами и фруктами. "Мы не можем найти замену всем 400 сортам сыра, которые были представлены на наших полках", — сетует Лилия Кулешова, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам сети "СуперБабилон".
Для "Гирлянды" этот же запрет стал стимулом для развития и расширения. По информации компании, уже подписаны договоры аренды на ул. Марата, 8. Затем будет открыт магазин на Кемской ул., на Крестовском острове. Также есть договор аренды помещения на Лиговском пр., 29. В целом в Петербурге компания рассчитывает довести количество магазинов до 15.
К середине 2015 года "Гирлянда" рассчитывает выйти на рынок Москвы. Инвестиции в запуск магазина в Петербурге составляют 5–6 млн рублей, а в Москве — 7–8 млн рублей. Срок окупаемости — 1,5 года.
Остальные операторы премиальной розницы также наращивают долю российских фермерских продуктов в ассортименте. "Еще 3 года назад у нас в ассортименте было 20 таких позиций, сейчас их уже 100", — говорит Людмила Кулешова.

Выездная "Гирлянда"

Другим перспективным направлением в компании "Гирлянда" называют автолавки. В ассортименте автолавки "Гирляндомобиль" — бургеры, хот–доги, стейки и т. п. Средний счет составляет 250 рублей.
По словам Антона Гилилова, этот формат быстро окупается — за 3–6 месяцев, поскольку в удачном месте оборот автолавки достигает 50 тыс. рублей в день, а стоимость оборудованного фургона составляет около 1 млн рублей. В следующем году компания откроет несколько точек.
"Основная проблема этого формата — в сложности согласования мест под торговлю", — говорит Антон Гилилов. По данным компании, заявки на места под мобильную торговлю уже поданы, компания претендует на 20 мест. "Будет хорошо, если получится поставить 10–15 "гирляндомобилей", — говорит Антон Гилилов.
Спрос на натуральные продукты, и не только фермерские, в Петербурге стабильно растет, поэтому расширение сети магазинов — оправданный шаг. Мы тоже планируем открыть еще 10 магазинов в следующем году, а при наличии подходящих помещений — 15. Сейчас работают 13 фирменных магазинов "Лосево" и шесть автолавок. Для запуска новых автолавок требуется сложное и длительное согласование документов, поэтому к расширению этого формата мы вернемся, как только прояснится ситуация. В целом сейчас хороший момент для развития, мы расширяем ассортимент, ищем новых партнеров и поставщиков. На мой взгляд, планы "Гирлянды" вполне могут быть реализованы при условии наличия стабильного источника финансирования.
Эльдар Беглов
гендиректор ГК "Лосево"