"Деловой Петербург". Занять до получки

Автор фото: globallookpress

Генеральный директор "Мигомденьги" Андрей Нарышкин - об особенностях микрофинансового сектора.

Микрофинансовый сектор обычно разделяют на три больших направления. Первое — кредитование юрлиц. Данное направление является самым значительным в процентном эквиваленте всего микрофинансирования. Второе — это долгосрочные микрокредиты на различные потребительские цели. И только сравнительно недавно на свет появилось третье направление — краткосрочные микрозаймы, они же на Западе называются PayDaysLoans, или "займы до зарплаты". Это совершенно новое направление, которое я считаю самым перспективным и социально востребованным в современных реалиях.
Институты микрофинансирования существуют уже более 10 лет, а вот закон, регулирующий данную деятельность, появился лишь в 2011 году. В этом году началась качественная санация отрасли: улучшается имидж, с рынка уходят маленькие, слабые игроки и те, кто нарушает правила игры. Этому способствует и ЦБ, и власти, и наши потребители. Рынок регулируют, вносятся новые инициативы в законодательство. Яркий пример — новое предложение Центробанка аттестовать топ–менеджеров МФО. Все эти инициативы так или иначе сделают отрасль лучше, а услуги, предоставляемые МФО, — прозрачнее.
Темпы роста МФО опережают банковский сектор. Причина: рынок еще на старте и у людей есть спрос на мелкие кредиты, с которыми банки не хотят работать. В 2014 году объем займов МФО, по предварительным оценкам, составит 180 млрд рублей, в 2015 году — 300 млрд рублей. Такая тенденция сохранится и дальше. Рынок будет расти не за счет открытия новых локальных МФО, а за счет роста и интеграции в регионы сильных игроков. Например, по модели франчайзинга.
Крупнейшие игроки рынка выбирают различные пути развития: одни привлекают инвестиции, предлагая высокий процент по вкладу и, безусловно, гарантии такого вложения. Другие предлагают покупку франшизы или смежные программы партнерства в сфере открытия отделений МФО под своими брендами. Каждый из вариантов имеет свои преимущества. Рынок углубляется в регионы России. Офисы МФО могут прекрасно функционировать как в больших городах, так и в поселках городского типа с населением 15 тыс. человек.
Санкции и замедление роста экономики не оказывают заметного влияния на нашу отрасль. Займы берут все чаще, и не потому что денег у населения стало меньше. Скорее узнавать и понимать, что такое микрозаймы, стали лучше. Радует тот факт, что клиент становится юридически грамотным. Появилось понимание, что микрозаймы — это в первую очередь цивилизованный и относительно дешевый способ решить свои насущные финансовые проблемы "до зарплаты".