Улов на фоне санкций

Автор фото: Беликов Валентин

Рыбопромышленники Ленобласти готовы заместить импорт рыбы и наращивать объемы производства. Правда, они ждут поддержки от государства.

По данным комитета по агрохозяйственному и рыбопромышленному комплексу Ленобласти, сейчас доля местной свежей рыбы в торговых сетях Петербурга и области – около 50%. Но областные рыбопромышленные компании уверяют, что готовы заместить импорт, нарастив объемы производства.
После запрета на импорт рыбы из стран Евросоюза местные производители думают над тем, как заместить экспорт. Вопрос стоит остро – уже остановил работу "Мурманский рыбокомбинат" из-за прекращения поставок живой рыбы из Норвегии, а цены на прилавках только за август выросли минимум на 10%.
Как рассказали на пресс-конференции в комитете по АПК, улов и производство рыбы в 2014 году будет выше, чем в 2013. Если в прошлом году рыболовы региона добыли 16,7 тыс. тонн разных сортов рыб, то в этом году, по плану, будет выловлено 17,5 тыс. тонн. Вырастить же планируют 7,3 тыс. тонн рыбы (в прошлом году этот показатель составил 6,9 тыс. тонн). "Кроме федеральной программы поддержки местных предприятий, мы из выделили 10 млн рублей из бюджета области для помощи предприятиям береговой рыбообработки", — рассказывает Александр Варенов, зампред комитета.
Для этого рыбопромышленникам необходимо наращивать популяцию. Эксперты говорят, что у Финского залива огромный потенциал. "Много нерестовых территорий было использовано для разных строительных проектов. И теперь нужно выпускать в залив молодь судака, сига и корюшки. Результат, то есть улов — объемом до 200 тонн только сига – будет заметен примерно через 5 лет", — отмечают представители отрасли.
Пока же собственной рыбной продукцией Ленобласть обеспечена на 65,7% при пороговом значении доктрины продовольственной безопасности в 80%.
Как отмечает Евгений Курц, руководитель сектора "свежие продукты" сети "Ашан Петербург", почти вся речная рыба в ассортименте магазина уже сейчас местного производства (Карелии, Ленинградской или Мурманской областей). При этом стоит она примерно на 30% дешевле той, что поставлялась из Норвегии.
Владимир Конюхов, президент Союза рыбоводов Ленобласти, поясняет, что стоимость рыбы в основном складывается из затрат на корма, и хотя под санкции они не попали, цены растут.
Например, за последние 5 лет корма подорожали на 60%. Закупают их в основном в Европе, поэтому на стоимости отразился и рост курса евро, рассказывают бизнесмены.
"Обычные корма производит также и Гатчинский завод, — говорит гендиректор ФГУП "Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства" Валерий Крупкин, — Но если будут введены санкции на стартовые корма для мальков – это станет трагедией для отрасли: их в России почти не производят".
При этом производители отмечают, что даже обычные корма не всегда получается закупать у местных поставщиков: решающим оказывается даже не качество, а возможность отсрочки платежей, условия оплаты и др.
Среди других проблем отрасли – это полностью разрушенная производственная база в 1990-е годы и долгий процесс строительства предприятий по выращиванию рыбы.
Юрий Бойцов, представитель ассоциации "Ладожское озеро", отмечает проблему браконьерства: в промышленные сети недоросшие рыбы не попадают, а браконьеры вылавливают их до того, как те успеют набрать достаточный вес. Также специалист рассказывает, что ладожские нерпы съедают слишком много сига.
Однако производители трудностей не боятся и уверены, что сейчас самое время для развития отечественного производства.
Например, расширяться планирует компания "Балтийский берег". Как рассказала Анна Шевелева, директор по развитию фирмы, в течение 1,5 лет ЗАО "Балтийский берег" построит в Ленобласти еще одну производственную площадку, также в процессе строительства собственные кормовой и смолтовый (мальковый) заводы компании.
Санкции, по ее словам, на производство повлияют не сильно: за 14 лет работы компания наладила связи с поставщиками не только из Европы, но и из стран Юго-восточной Азии, Южной Америки и др. К тому же, импорт запрещен не из всех европейских стран – например, Исландия остается одним из важных поставщиков компании.
"До конца этого года нам хватит запасов мороженой рыбы, — говорит Анна Шевелева, — и наши технологи уже сейчас ищут новые возможности поставок. Но при этом мы надеемся, что санкции в ближайшее время будут смягчены, и мы сможем вернуться к привычным партнерам".
"Несмотря на все сложности, рентабельность рыбопроизводства – около 30%, а спрос на рыбу в регионе, особенно в последние годы, превышает предложение до 10 раз. Местным заводам есть куда расти", — подытоживает Владимир Конюхов.