"Деловой Петербург". Экспресс от идеи до дела

Автор фото: Лучинский Евгений

О том, как открыть свое дело, сейчас твердят газеты, сообщества в соцсетях и реклама, а у многих — даже друзья и знакомые. Но, несмотря на это, вопросов остается немало. "ДП" попросил ответить на них владельца кофейни "Бери и беги" Алексея Яковлева.

Человек, который, окончив учиться, сразу устроился на работу по найму, чаще всего не знает, куда бежать, приняв решение заняться бизнесом, — в налоговую или в рекламное агентство. Владелец мини–кофейни "Бери и беги" Алексей Яковлев успел приобрести опыт и в ресторанном, и в мебельном бизнесе. Теперь он консультирует в фонде поддержки предпринимательства и стартапов "Агат" тех, кто только–только собирается стать бизнесменом. Алексей Яковлев уверен, что главное в открытии своего дела — уметь работать с калькулятором. "ДП" решил рассказать, по какому рецепту опытный предприниматель советует строить малый бизнес.

Поэтапное строительство дела

"Сначала, конечно, нужна идея, и лучше остановиться на сфере, в которой хорошо разбираешься", — говорит Алексей Яковлев. Сам он работал и официантом, и барменом, но этим опытом не ограничился. Для того чтобы узнать, какие поставщики предлагают низкие цены, сколько молока, стаканов и сахара лучше покупать перед открытием, он просто заходил в городские кофейни и задавал вопросы администраторам. Почти все отвечали, ведь небольшое кафе, например, в Озерках, трудно назвать конкурентом такого же кафе на Невском пр. Кстати, небольшая кофейня обычно расходует 400–500 л молока в месяц. Следующий этап — составление бизнес–плана, то есть та самая работа с калькулятором. Начинающему предпринимателю нужно рассчитать, сколько средств потребуется на открытие бизнеса и как их окупать, а также подумать о том, как собрать стартовый капитал. Алексей Яковлев уверен, что для начала бизнеса большие деньги даже вредны: чем большей суммой располагает предприниматель, тем больше он тратит.
Сам Яковлев открыл кофейню на ул. Марата за 250 тыс. рублей, получив их в виде беспроцентного кредита в фонде "Агат". Кофемашину он взял в аренду: новое оборудование стоит более 200 тыс. рублей, а если бизнес окажется неуспешным или машина сломается, затраты станут еще выше. То же касается витрин, которые можно, например, заказать в Белоруссии, а не в Италии, и других статей расходов, в основном связанных с ремонтом.
Когда средства собраны и распределены, "этапы" заканчиваются, дальше нужно успевать одновременно заниматься сразу несколькими делами. Во–первых, проконсультироваться с бухгалтером, зарегистрировать компанию или ИП и выбрать систему налогообложения. Все это Алексей Яковлев советует делать с помощью юридических фирм — эти услуги у них поставлены на поток и стоят недорого, зато предпринимателю они позволят сэкономить время.
Во–вторых, искать помещение приходится иногда по несколько месяцев, и к этому обычно подключают все ресурсы — от друзей и поиска в Интернете до риелторов и КУГИ. Двух последних стараются избегать: агентства недвижимости берут за помощь в поиске комиссию, доходящую до 100% арендной ставки, а для оформления договора аренды с городскими властями опять же придется потратить немало времени. Чуть ли не самое сложное — поиск сотрудников. В малом бизнесе, да и в целом в сфере услуг, работают в основном студенты, которых трудно мотивировать. Они часто бывают невнимательны к клиентам и легко бросают работу. Поэтому Алексей Яковлев советует не просматривать резюме на профильных сайтах, а самому давать объявления: сотрудник должен не просто ждать звонка, а искать работодателя. "Я размещал объявления в соцсетях, а затем проводил собеседования, где задавал вопросы в первую очередь на честность, — делится предприниматель. — Например: "Что вы будете делать, если клиент забудет кошелек на кассе?" Многие отвечали так, что брать их на работу уже не хотелось".
Сложности были и в разработке логотипа компании — крупные дизайн–агентства вместо воплощения готовой идеи заказчика реализовывали собственные задумки. Например, для Яковлева вместо силуэта бегущего клерка с портфелем и чашкой нарисовали силуэт африканца с кофейным зерном. Теперь предприниматель уверенно советует начинающим, ограниченным в средствах бизнесменам обращаться к дизайнерам–студентам — в конечном итоге сам он поступил так же.

Маркетинг и партнеры

Кофейня Алексея Яковлева работает уже несколько месяцев, и с первого дня он начал выходить в ноль с выручкой около 3 тыс. рублей в день. Сейчас дневная выручка — около 10 тыс., а когда она поднимется еще на 40%, он планирует открыть вторую кофейню. Для того чтобы продажи росли, Алексей проводит тренинги для продавцов — они запоминают имена и предпочтения клиентов, а рекламу кофейне заменила табличка: "Обменяем кофе из "Макдоналдса" на наш". Хотя никто из посетителей этой возможностью не воспользовался, благодаря ей о кафе написали сразу несколько интернет–изданий.
Гендиректор компании "2 куба" Вадим Скаржевский к этому списку добавляет обязательную честность с поставщиками и клиентами: хорошая репутация может сыграть роль в судьбе компании. "Я в своих проектах еще и всегда работаю с партнерами, это уже не универсальный совет, просто мне так спокойнее", — говорит Вадим Скаржевский.