"Деловой Петербург". Где деньги, Зин?

Автор фото: Ковалев Петр

 Гендиректор компании "Горизонт без границ" Владислав Жижкун - о том, почему российские турфирмы разоряются.

Эпидемия охватила крупные турфирмы, редкий день обходится без извещений об их уходе в небытие. Владельцы небольших агентств с тревогой открывают Интернет каждое утро — ну, кто следующий? Клиенты турфирм, которые оплатили свои сентябрьские туры еще в феврале, рассчитывая на скидки и подарки, томятся в очередях за справками в надежде вернуть хоть что–то. Малые турфирмы, которые также были клиентами крупных туроператоров и также пострадали в этой ситуации, но тем не менее пока остаются на рынке, задаются вопросом: а что, собственно, происходит? Они, малые компании, так же как и крупные — "Нева", "Солвекс" и другие, сдавали одинаковые деньги в "Турпомощь". Теперь на эти сообща накопленные средства вывезут клиентов гигантов отрасли, и деньги (3 млрд рублей), конечно, испарятся, как это уже неоднократно бывало, а вопросы останутся.
Вопрос главный: посмотрите, пока не была организована "Турпомощь", а это произошло год назад, банкротств туроператоров почти не было. Ну вырос курс доллара и евро, упал спрос на путевки, чувствуется дыхание кризиса. Но, вспомните, в 2008 году было много хуже, очень сложно было что–то продавать — и тем не менее банкротств тогда, по крайней мере крупных компаний, не было.
Что же случилось сегодня? Всем хорошо известно, что крупный бизнес в нашей стране не существует без прикрытия власти. Выражается это в опеке правоохранительной отрасли или еще каким–то образом, все схемы здесь нет нужды перечислять. И ответ на этот риторический вопрос кроется, скорее всего, в этом. Произошел какой–то сбой в этом самом прикрытии. Другой вопрос — почему. Ответ может быть самым банальным — потому что Крым наш и отстроенный Сочи нужно заполнять. Но это слишком просто, конечно. И самое страшное — нанесен колоссальный урон всей отрасли. Слова "туроператор" и "жулик" становятся синонимами. Такое впечатление, что, пользуясь прорехами в законе о туризме, кто–то просто набил себе карман и решил удалиться по–тихому, так как закон позволяет. Мне кажется, что правоохранителям надо направить усилия именно в этом направлении. Деньги искать надо! Ведь за все эти путевки были заплачены реальные деньги. Куда они подевались? Говорят, что операторы работали с отсрочкой платежа, были должны по кредитам. Но реальные деньги приносились и куда–то перечислялись. Совершенно очевидно, что России нужен антидемпинговый закон. Причем не только для туризма — для других отраслей также, потому что на живых примерах ясно: демпинг — это быстрый путь к банкротству. Нужно совершенствовать страхование, и это будет гарантией того, что банкротства туркомпаний не станут такими частыми и такими загадочными.