"Деловой Петербург". ФАС неожиданно прозрел

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Редактор dp.ru Александр Сологуб - о том, как завершился спор между ФАС и Северо-Западным управлением госавтонадзора.

Федеральная антимонопольная служба  РФ завершила расследование деятельности Северо–Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (СЗМУГАДН). И признала, что эта структура Ространснадзора долгое время неправомерно делегировала свои полномочия коммерческой структуре — ООО "ГЛОНАСС Северо–Запад". Почти год сотрудники антимонопольного ведомства расследовали деятельность своих федеральных коллег из транспортного цеха, установили факт нарушения, но решили не наказывать их. Ранее "ДП" подробно описывал эту историю, суть ее в следующем: Минтранс издал приказ № 20 "Об оснащении транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС / GPS", согласно которому перевозчики должны были приобрести и установить на свои автомобили спутниковое оборудование, подключить его к серверу Ространснадзора. Функция межрегионального управления заключалась в том, чтобы проверить работоспособность установленного оборудования, и если оно действует, то выдать свидетельство об оснащении. Но руководитель местного ведомства Валерий Куликов решил передать эту функцию компании "ГЛОНАСС Северо–Запад", которой владеет и руководит Артем Матяш — родственник бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды. Из материалов расследования, опубликованных на сайте антимонопольной службы, следует, что компания Матяша брала за оснащение одного транспортного средства 11 350 рублей. Если бы ей удалось оснастить весь подвижной состав Северо–Запада, то ее доход превысил бы 14 млрд рублей. К этой цели и стремился бизнесмен Матяш, обладающий весомым конкурентным преимуществом. Только компании, заключившие договор с "ГЛОНАСС Северо–Запад", получали свидетельство об оснащении сразу же после монтажа оборудования, установили специалисты ФАС. Остальным же предпринимателям СЗМУГАДН чинило препятствия. Получали ли чиновники комиссионное вознаграждение и в каком размере, ФАС не уточняет.
Пресечь беззаконие предприниматели пытались с помощью прокуратуры, но она не нашла нарушений. ФАС в общем–то тоже ничего криминального не видел до тех пор, пока глава транспортной компании "МП АРС" Александр Аристов не добился в Верховном суде отмены скандального приказа Минтранса. Решение вступило в силу в июне, а спустя 2 месяца ФАС публикует результаты расследования, в котором признает СЗМУГАДН нарушителем, но предписание ему не выдает, так как приказ № 20 признан судом недействующим. Впрочем, и такого результата могло не быть, если бы не настойчивость всего лишь одного предпринимателя, тогда как большинство участников рынка считали его, как он сам признавался, "сумасшедшим" и не верили в его победу. Скептики ссылались на специфику нашего делового оборота, которая заключается в отношениях бизнеса и чиновников через посредников. Нерасторопность надзорных органов только поощряет такие взаимоотношения. Большинство бизнесменов тоже это устраивает, потому что административные издержки пока не разоряют, а порой и ускоряют переговорный процесс. Но, когда они достигнут критической отметки, судебных исков станет значительно больше, а чиновникам придется учиться договариваться с бизнесом не преступая закон.