Нет места для новичков

Автор фото: Ковалев Петр

Политика Смольного как заказчика строительных работ будет нацелена на работу с крупными и зарекомендовавшими себя подрядчиками. Небольшие компании с таким подходом не согласны и полны решимости завалить антимонопольную службу жалобами на условия крупных конкурсов.

Первые недели работы нового главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергея Харлашкина ознаменовались очередной чередой отмен конкурсов на дорожное строительство и ремонт.  Причем, в данном случае речь идет, в основном, о крупных подрядах на миллиарды рублей каждый. Жалобы на такие конкурсы рассматривает не местное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС по Петербургу), а ФАС России. Например, только на прошлой неделе ФАС потребовал заново провести конкурсы на реконструкцию в районе Сенной площади за 1,2 млрд рублей, пробивку Оборонной улицы в Колпино за 1,1 млрд рублей и пробивку Финляндской улицы в Колпино почти за 2 млрд рублей. Итого почти 4,5 млрд неосвоенных рублей только на трех объектах. Менее крупные суммы на миллионы рублей в эту копилку добавляют и отмены, принятые местным управлением ФАС.
В КРТИ заверили, что конкурсную документацию по всем этим подрядам начали готовить еще при предыдущем руководителе Анатолии Мишанове, который, кстати, так и проработал больше полугода с приставкой "и.о." к своей должности. В то же время, видно, что выходец из московского дорожного бизнеса Сергей Харлашкин пока только вникает в специфику петербургского госзаказа, и начать регулировать эти процессы еще не готов.
Зато вице-губернатор Марат Оганесян на прошлой неделе обрушился с жесткой критикой на те компании, которым принадлежит авторство жалоб в ФАС. Он назвал их действия проблемой общероссийского масштаба.
"Таким образом эти организации пытаются отстаивать чьи-то частные интересы. В данной ситуации мы будем отстаивать позицию города, а она однозначна: на петербургском рынке должны работать компании, которые зарекомендовали себя либо на местном уровне, либо на уровне всей страны", — сказал он и добавил, что всегда будет выступать категорически против попадания на рынок малоизвестных компаний. Что касается ФАС, то, по словам вице-губернатора, у Смольного и антимонопольщиков выстроены конструктивные отношения, и если чиновники не согласны с требованиями ведомства, то они обращаются в суд.
И если крупные подрядчики полностью разделяют позицию Марата Оганесяна, то компании, которые вышли на рынок недавно, готовы конкурировать с опытными гигантами и настроены на борьбу за место под солнцем на дорожно-строительном рынке объемом 100 млрд рублей в год.
"Иногда нам поступают звонки от представителей крупных компаний, которые просят нас отозвать жалобы в ФАС, поскольку они рассчитывают на тот или иной крупный контракт, и конкурсная документация уже заточена на них самим заказчиком. Мы, конечно, отказываемся отзывать жалобы. Такие звонки меня вообще смешат. Сейчас не 90-е годы, мы боремся за то, чтобы все участники рынка это понимали. Заказчикам просто нужно формулировать условия конкурса так, чтобы в нем могли участвовать все, а не избранные. Да, мы направляем жалобы, из-за которых срываются конкурсы, но в срыве виноваты не мы, а те, кто составили сомнительную конкурсную документацию", — говорит Сергей Минасян, генеральный директор ООО "Спецстрой", компании, которая жаловалась на конкурс по пробивке Финляндской улицы в Колпино.
В некоторых компаниях, которые регулярно направляют жалобы, признаются, что действуют в интересах более крупных подрядчиков, которые не хотят жаловаться от своего имени, чтобы не портить ни с кем отношения.  
Тем временем, сегодня копилка отмен пополнилась еще одной: конкурсом на реконструкцию трамвайных путей на Сердобольской улице за 132 млн рублей. Если борьба на рынке дорожного госзаказа будет проходить в том же русле, итогом года станет десяток миллиардов непотраченных рублей и километры так и не приведенных в порядок дорог.