"Деловой Петербург". На пике формы

Автор фото: Коньков Сергей

Судостроители Петербурга и Ленобласти сбавляют обороты, в этом году их доходы увеличатся в среднем на 20%, в основном за счет тех верфей, которые еще недавно считались аутсайдерами отрасли: Выборгского и Средне-Невского судостроительных заводов.

К началу осени судостроители окончательно подвели итоги деятельности за 2013 год. "ДП" проанализировал опубликованные годовые отчеты крупнейших судостроительных заводов Петербурга и Ленобласти. Совокупный доход семи местных верфей (с оборотом более 1 млрд рублей) по итогам прошлого года приблизился к отметке 70 млрд рублей, что на 40,1% выше уровня 2012 года.
В этом году судостроители не ожидают столь стремительного роста: многие верфи достигли пика производительности и без модернизации мощностей не смогут наращивать обороты высокими темпами. По оптимистичным прогнозам, оборот местных судостроителей возрастет в этом году примерно на 20%, в основном за счет тех верфей, которые еще недавно считались аутсайдерами отрасли, а теперь метят в тройку лидеров.

Передовики

Лидируют в отрасли с большим отрывом Адмиралтейские верфи, входящие в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). За прошлый год предприятие нарастило оборот на 59%, до 29 млрд рублей. Но в этом году его загрузка достигла пика, и дальнейшие темпы прироста будут менее впечатляющими. По словам гендиректора верфей Александра Бузакова, по итогам этого года ожидается прирост выручки на 2,6%.
Наращивать обороты более высокими темпами предприятие сможет только после модернизации. На южной площадке завода к 2015 году планируется создать современный производственный комплекс с замкнутым циклом строительства перспективных заказов военного назначения. Параллельно со строительством новых мощностей на предприятии ведется масштабное перевооружение действующих производственных цехов.
Портфель заказов верфи сформирован до 2018 года. В разной степени готовности на верфях находятся девять дизель–электрических подводных лодок, из которых четыре, по словам экспертов, строятся для Вьетнама и Алжира и пять для Военно–морского флота РФ (ВМФ РФ). Еще две лодки для иностранного заказчика будут заложены в этом году.
Похожая ситуация на втором по размеру доходов судозаводе Петербурга — на Северной верфи (также входит в ОСК). Это предприятие завалено заказами ВМФ РФ на фрегаты и корветы. В планах верфи, как ранее писал "ДП", построить сухой док, что позволит сократить издержки и ускорить строительство корпусов.

Потенциал роста

Самый высокий прирост выручки продемонстрировал Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Его доходы за прошлый год выросли с 872 млн рублей до 4,4 млрд рублей. Хотя еще пару лет назад верфь находилась на грани банкротства: заказов у нее не было, а долг перед Газпромбанком превышал 1,4 млрд рублей. Но после вхождения в ОСК в конце 2012 года новый глава предприятия Александр Соловьев рефинансировал кредит в ВТБ и получил заказы от госкорпорации. "Выручка завода в этом году возрастет примерно на 15% — до 5 млрд рублей, но самое главное, по итогам этого года мы впервые за последнее время получим чистую прибыль, пусть и небольшую", — говорит глава завода.
Доходы предприятия могут возрасти еще в 3 раза, что позволит ВСЗ войти в тройку лидеров отрасли в регионе, потеснив Балтзавод, с трудом справляющийся со строительством атомных ледоколов для Росатома.
Как ранее писал "ДП" за счет технологического объединения с финской верфью Arctech Helsinki Shipyard (входящей в ОСК) производительность ВСЗ возрастет: в Выборге будут строить корпуса, а в Хельсинки — их оснащать.
"Благодаря разделению труда наши производственные возможности возрастут, и мы сможем утроить выручку за счет дополнительных заказов", — говорит Александр Соловьев.

Инновационный подход

Еще один аутсайдер (по объему выручки), демонстрирующий темпы прироста выше средних по отрасли, — Средне–Невский судостроительный завод. Предприятие за прошлый год нарастило доходы на 79%, до 3,9 млрд рублей. Сейчас на заводе модернизируются мощности под серийный выпуск инновационных кораблей из композитных материалов. Первый такой тральщик стоимостью 4 млрд рублей завод сдал летом, а в перспективе может получить заказ на такие корабли: в планах ВМФ — построить 30 тральщиков из стеклопластика в ближайшие десятилетия. Также у компании есть перспектива гражданских заказов на инновационные суда. Таким образом, выручка предприятия может вырасти в разы.